Преобразования в Египте и Тунисе дали шанс ожидать подобных же скорых перемен и в других странах. Но горячее лето, последовавшее за Арабской весной, привело к разочарованию и сомнениям. В реальности ранняя Арабская весна была исключительной по всем параметрам, ведь она положила конец в сумме 54 годам диктатуры в Тунисе и Египте за какие-то несколько недель.
Выход должен быть продиктован мечтой о мирном будущем и процветании, а не ужасом от кровавого прошлого
В то время как военные в Египте и Тунисе были против диктаторов, ситуация в Ливии, Йемене и Сирии осложнилась тем, что их режимы охранялись спецназом, республиканской гвардией, эти силы были прекрасно организованы, вооружены и профинансированы. Эти небольшие армии служили влиятельным членам семей, возглавлявших режимы. Эти семьи на протяжении долгого времени обучали вооруженные силы стоять на защите режима, а не государства или общества.
Повиновение солдат и привилегированное положение ослепляли элиту и не позволяли ей заметить изменившуюся реальность. И они продолжали разрушать государства в стремлении сохранить устаревшие режимы.
Так как эти правящие семьи монополизировали безопасность и бизнес, они уничтожили все независимые силы, способные занять нейтральную или посредническую позицию. Это привело к столкновениям между слоями населения и к применению грубой силы.
Вследствие этого Ливия, Йемен и Сирия столкнулись с полным экономическим крахом и экономическими санкциями. Осознавая, что они борются против времени, режимы предпринимают все возможное, чтобы выйти из хаоса и избежать больших санкций и потери того, что осталось от их легитимности после международного вмешательства. Идиотские угрозы Каддафи по отношению к собственному народу дали основания для приведения в действие резолюции ООН, которая дает право использовать воздушные силы для защиты населения.
Все это означает, что террор, который демонстрируют эти режимы, – признак слабости, а не силы.
- Йовери Кагут Мусевени: Большие ошибки Каддафи
- Алексей Филатов: Ливийская Фукусима
- Борис Якеменко: Война против диктаторов
- Жан-Поль Пугала: «Свободная Ливия» придумана Францией
То, что люди дерзают подняться против диктаторов, как это было в случае Ливии, Йемена и Сирии, означает, что режимы потеряли способность вселять страх и заставлять подчиняться. Потеря режимом оставшейся силы становится только вопросом времени. Хорошая новость – в городах и регионах существуют координирующие комитеты, которые образованы для того, чтобы помочь противостоянию во всех трех странах. Эти гражданские объединения – лучшие гаранты того, что в постконфликтном будущем управление будет основано на воле людей.
Применение силы – это больше чем потеря времени и пролитие крови. Применение силы оставляет за собой боль, ненависть и жажду мести, которые могут длиться десятилетия, мешая мирному, стабильному переходу к лучшей форме управления. Чем больше времени занимает переход между режимами, тем сложнее проходит постконфликтное становление нации. Вот почему сегодняшний вызов арабским странам заключается не только в смещении устаревших и кровавых режимов, но также и в том, чтобы сделать это смещение быстрым и безвредным.
Позволив себе закончить аналитическим клише, скажу, что выход должен быть продиктован мечтой о мирном будущем и процветании, а не ужасом от кровавого прошлого.
Источник: Aljazeera (перевод ВЗГЛЯД)