Из всех постсоветских конфликтов нагорно-карабахский – первый по времени возникновения, пожалуй, наиболее острый по накалу отношений и, наверное, самый неразрешимый.
Россия в случае возобновления боевых действий вокруг Карабаха оказывается в чудовищно неприятном, недопустимом положении
Интерес России, которая действительно прилагает, особенно последние два года при президенте Медведеве, очень большие усилия по поддержанию жизни в процессе мирного регулирования, очень простой. Когда недавно безрезультатно окончилась встреча в Казани президентов Алиева (президент Азербайджана Ильхам Алиев – прим. ВЗГЛЯД) и Саргсяна (президент Армении Серж Саргсян – прим. ВЗГЛЯД), довольно много было комментариев, что это был провал, что этого не надо было делать, что Россия только показала свое бессилие. На мой взгляд, это совершенно неправильная интерпретация, потому что отсутствие успеха и прогресса в данном случае – вещь запрограммированная. Армяно-азербайджанский конфликт – это не конфликт исключительно вокруг территорий и границ, это конфликт политический, связанный с глубоким и уже органическим отторжением двух наций, которые в разные исторические эпохи вынуждены были жить вместе в неких системах. Но как только системы исчезли, оказалось, что исторически накопленное неприятие непреодолимо. Это, пожалуй, единственный из конфликтов, который чреват не очень вероятной, но военной развязкой или военным продолжением. И поэтому российские усилия направлены не на разрешение этого конфликта, который невозможен ни сейчас, ни в обозримой перспективе, а на то, чтобы статус-кво существующий поддерживать в состоянии не деградирующем. Если этих усилий не будет, степень отчуждения сторон будет быстро нарастать.
#{image=530202}Чем России опасен военный конфликт? Цинично можно было бы сказать – какое наше дело, пусть себе там разбираются. Это не так, потому что Россия в случае возобновления боевых действий вокруг Карабаха оказывается в чудовищно неприятном, недопустимом положении. Она, если упростить, не может выбрать сторону. Армения является официальным союзником, Россия дала Армении военные гарантии, и не выполнить эти гарантии Россия не имеет права. В таком случае, о каких бы то ни было амбициях и желаниях выступать патроном других стран можно забыть. В то же самое время Азербайджан, особенно за последние годы, превратился в настолько важное государство с точки зрения энергетической, геополитической, отчасти и культурной, что взять и оттолкнуть Азербайджан Россия тоже не может. Может, конечно, но последствия будут очень негативными для дальнейшего развития событий во всем Южном Кавказе, малой Азии, учитывая, что мы пока не перестаем быть крупнейшим энергетическим игроком. А с Азербайджаном связана Турция, которая претендует на роль главного диспетчера газа и нефти для Европы.
Для того чтобы не попасть в положение выбора, который невозможно сделать, России необходимо поддерживать процесс.
#{smallinfographicleft=328927}Если говорить о возможности урегулирования, то политически никаких шансов нет. Подходы сторон принципиально различны. С азербайджанской стороны накал страстей по поводу Карабаха не снижается, а наоборот. Армянофобия – институциональная часть современной азербайджанской государственности, и, конечно, Карабах в центре этого всего. Нет никаких предпосылок для того, чтобы следующее поколение азербайджанских политиков задумалось об отказе на претензии на эти территории. С другой стороны, в Армении реальный подход заключается в том, что урегулировать невозможно, отдать те семь районов вокруг Карабаха, о которых сейчас идет речь (которые никогда ему не принадлежали и были населены азербайджанцами, но во время войны превратились в буферную зону, оккупированную Арменией), – это не предмет для компромисса. Любая уступка в этом означает ослабление позиции военных и позиции безопасности. А значит, нельзя ни шагу назад: сделаешь шаг, и дальше все посыплется. Отказаться от Карабаха Армения не может в принципе, потому что это будет означать не просто тяжелейший политический кризис в Армении, но вплоть до гражданской войны и распада армянской государственности.
В этих условиях линия России наиболее правильная. Поддерживать статус-кво до тех пор, пока это возможно. А чтобы его поддерживать, кроме всего прочего, необходимо поддерживать баланс сил. Азербайджан несопоставимо мощней Армении, один только военный бюджет Азербайджана уже существенно превышает весь бюджет Армении. Поэтому российское военное присутствие, которое недавно было продлено до середины XXI века, – это, скорее, фактор стабилизации, выравнивания положения, притом что Россия исходит из того, что эта база там для того, чтобы никогда ее не использовать.
Есть гипотетические сценарии, которые могут разрушить существующий статус-кво без воли сторон. Это какой-то внешний шок. Например, Соединенные Штаты и Израиль решают, что больше не могут ждать урегулирования иранской ядерной проблемы и пришла пора решить ее силой. Война в Иране, с Ираном способна пустить такую волну, которая сметет существующие балансы, в том числе, и вокруг Карабаха, потому что Иран – важнейший партнер и Армении, и Азербайджана. Тогда курс России на удержание статуса-кво исчерпает себя. Но пока этого нет, у нас другого пути просто не существует.
Источник: Russia.ru