Законопроект, принятый на днях Госдумой и ликвидирующий привилегии производителей и продавцов пива по сравнению с другими участниками алкогольного рынка, оказался половинчатым. Похоже, правительству, разработавшему этот документ, не удалось устоять перед давлением пивного лобби. В результате все спиртные напитки вроде бы формально равны, но пиво «равнее» других.
#{smallinfographicleft=447514}В последние годы рост потребления алкоголя среди россиян происходил прежде всего за счет пива. Если 15 лет назад в нашей стране выпивалось 15 литров пива на душу населения, то сегодня этот показатель составляет 80 литров. Для сравнения: потребление так называемого «национального напитка» – водки – в этот период увеличилось с 13 до 20 л.
Почему это происходило: дело в том, что в 1995 году западные пивоваренные компании весьма агрессивно вошли на российский рынок и сумели добиться исключения пива из перечня алкогольных напитков в принимаемом тогда федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Хотя по всем своим характеристикам пиво полностью подпадало (и подпадает) под определение алкогольной продукции, данное в законе. Получив необоснованные преференции, пивоваренные компании смогли избежать всех ограничений, налагаемых законом на алкогольную продукцию. Производство пива не подлежит лицензированию, на него не распространяется действие ЕГАИС, акцизы на пиво крепостью выше 9% в 20 раз меньше, чем на другой алкоголь такой же крепости, пиво можно рекламировать по телевидению.
Все эти привело к тому, что с 1995 года алкогольный рынок России стремительно рос в основном за счет увеличения потребления пива. А в годы, когда на пропаганду пива тратились рекордные бюджеты, рынок пенного напитка рос на 17–20%. Столь значительный перекос в сторону потребления пива привел к тому, что алкоголизм в России сильно «помолодел», ведь основные потребители пива – молодежь в возрасте до 30 лет.
На сегодняшний день средний возраст, в котором подростки начинают употреблять пиво, составляет 10 лет. При этом пиво быстрее, чем другие спиртные напитки, вызывает привыкание, а так называемый «пивной алкоголизм» развивается в 3–4 раза быстрее.
- Мария Арбатова: От кого они будут рожать
- Михаил Бударагин: Без стакана не взглянешь окрест
- Всеволод Чаплин: Без стриптиза и наркотиков
- Павел Зырянов: Пиво, водка, вино, джин
Свои антиалкогольные инициативы я внес в Госдуму более года назад. Это законопроекты о запрете продажи пива и слабоалкогольных коктейлей в ларьках, о запрете рекламы пива по телевидению и радио. И хотя мои законопроекты до сих пор (!) лежат под сукном в ответственном комитете (к сожалению, это обычная практика), я рад, что часть моих предложений все же вошла в правительственный законопроект, который и был принят на днях.
Для начала отмечу положительные стороны принятого законопроекта. Во-первых, пиво наконец-то стало считаться алкогольной продукцией, его производство теперь подлежит лицензированию. Вводится запрет на продажу всего алкоголя в ларьках, НО есть одно существенное исключение, о котором скажу ниже, правильнее будет сказать, что вводится запрет на продажу ПОЧТИ всего алкоголя в ларьках. Вводится запрет на рекламу пива, а организации, которые осуществляют розничную продажу пенного напитка, обязаны вести учет и декларирование объема торговли.
Тем не менее к закону можно предъявить ряд существенных претензий. Правительство, к сожалению, видимо, пока оказалось неспособным проявить вполне адекватный масштабам проблемы пьянства в России радикализм и оставило для пивной отрасли заметные льготы. Во-первых, запрет на продажу пива в палатках, ларьках и с рук, на котором я настаивал в течение последних лет, распространяется только на напитки с содержанием спирта более 5%. Неужели четырехградусное пиво или пиво с 4,8% чем-то отличается от 5-процентного? Аналогичный пятипроцентный барьер введен и в части, касающейся запрета на продажу алкоголя ночью, так что 4% пиво по-прежнему можно будет купить после 23.00. Более того, если для точек продажи большинства алкогольных напитков прописаны четкие требования (они должны располагать складскими и торговыми помещениями площадью не менее 50 кв. м в городах и 25 кв. м на селе), то для реализации пива таких стандартов не предусмотрено. Все это явные правовые лазейки, работающие в пользу пивной отрасли.
#{smallinfographicleft=447120}Во-вторых, законопроект предусматривает сертифицирование оборудования по производству алкогольной продукции, за исключением пива. Совершенно неясно, почему контроль над качеством, усиленный в отношении одних участников рынка, не распространяется на других. В-третьих, в отличие от алкоголя крепостью выше 7%, пиво освобождено от обязательной федеральной маркировки.
С моей точки зрения, подобная нерешительность не позволяет нам эффективно бороться с алкоголизмом и пьянством и приведет к тому, что пивные лоббисты продолжат раз за разом выторговывать для себя различные уступки.
Кроме того, некоторые предложения, направленные на ограничение доступа молодежи к алкогольным напиткам, пока не были учтены. В частности, я надеюсь, что в ближайшее время Госдума рассмотрит внесенный мной законопроект об увеличении минимального возраста, с которого разрешено приобретать алкоголь, – с 18 до 21 года. Согласно социологическим исследованиям ВЦИОМ, эта инициатива пользуется наибольшей поддержкой россиян среди мер антиалкогольной политики.
Источник: Блог Антона Белякова