Одно из величий авиации – это то, что она учится на собственных ошибках. Соответственно, когда происходят такие катастрофы, как произошла во вторник, авиация прилагает очень много усилий для того, чтобы установить четкие, конкретные причины. Для этого нужно время, невозможно установить никаких причин за 12 часов после происшествия. Не нужно пытаться этого сделать. Почему господин Иванов сделал выводы, этот вопрос нужно адресовать ему. Ни один профессионал в области авиации – а авиацией занимаются профессиональные люди – не будет делать выводы, не имея расшифровок бортовых самописцев. Это неправильно, некорректно, преждевременно.
#{best_opinions}Ту-134 – прекрасная машина, как, в принципе, и любой самолет. У нас на сегодняшний день уровень безопасности современной гражданской авиации столь высок, что любой эксплуатируемый сегодня на пассажирских линиях самолет – это очень надежный механизм. Это механизм, не имеющий аналогов надежности здесь, на земле. Поэтому делать выводы, что «тушка» опаснее, чем Boeing или Airbus, – это абсолютно неверно, поскольку все самолеты примерно имеют одни и те же фантастические показатели безопасности полета. Именно с точки зрения материальной части никаких проблем сегодня самолеты не имеют, и если происходит одна катастрофа в год или две катастрофы в год в масштабах мира по материальной части, это не делает самолет опасным средством передвижения. Соответственно, самолет прекрасен.
Вторая часть кроется в психологической составляющей. Дело в том, что люди боятся летать. Недавно было исследование в Российской Федерации – 30% людей сообщили, что в той или иной степени испытывают страх перед полетом. И это не нормально. К сожалению, мы говорим сегодня, в такой день, когда произошла серьезная трагедия, погибли люди, но я хочу еще раз обратить внимание, что, к сожалению, люди погибают ежедневно здесь, на земле. Каждый день в Российской Федерации погибают несколько сот человек. Самолет – исключение только потому, что это случается очень-очень редко. Именно из-за того, что это случается крайне редко, это вызывает такой общественный резонанс.
Человек, который испытывает страх перед полетом, всегда найдет в каждом конкретном самолете, почему именно сейчас он боится. А вот был уже случай, если это будет Airbus А380, он будет бояться, потому что это новый самолет, еще не обкатанный. Если это «тушка», он будет бояться, потому что она старая. Если это А-340 – а ведь был же случай над Атлантикой у Air France, когда разбился А-340. Человек всегда найдет, за что зацепиться. Человек, который не боится летать, не страдает аэрофобией, а таких людей у нас 70%, ему абсолютно все равно, на чем лететь, потому что человек в состоянии адекватно оценить риски. Мы понимаем, что есть риски при авиаперелете, эти риски существуют так же, как при любом другом процессе жизнедеятельности. Мы с вами, засыпая, не можем гарантировать, что мы проснемся утром. Этот дом может взорваться, сгореть.
Авиация устроена таким образом, что одна ошибка пилота никогда не приведет к трагедии хотя бы потому, что пилотов двое. Авиация устроена таким образом, что отказ любой материальной части самолета никогда не приведет к трагедии. Для того чтобы случилась катастрофа, нам необходим симбиоз многих-многих факторов. Это предположение не учитывают. Предположения, высказанные непрофессионалами, говорят: а может быть, это – вот это, а может быть, пилот, а может, туман. И у человека, которому завтра лететь, и на улице туман, создается неверное предположение, что туман практически равняется угрозе для его жизни. Это абсолютно не так.
Источник: Телеканал «Дождь»