«Проклятие русской мысли»

@ Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

28 апреля 2011, 11:40 Мнение

«Проклятие русской мысли»

Ливия стала каким-то проклятием русской мысли, вирусом, поедающим коллективный национальный мозг, вернее, то, что не доели напасти прошлых лет.

Михаил Соломатин

журналист, историк

Путин вновь вступился за Ливию, рассказал, что Западу нужна не демократия в Африке, а нефть и газ. Лучше б ее не было, этой Ливии, наша политическая мысль подольше бы балансировала на грани, отделяющей Запад от Лукашенко и Чавеса.

#{best_opinions}Ливия стала каким-то проклятием русской мысли, вирусом, поедающим коллективный национальный мозг, вернее, то, что не доели напасти прошлых лет. Убежденность в том, что все в мире движется корыстью и желанием побольнее пнуть старушку Россию, расчленить ее и захватить сундуки с пахнущим нефтью советским приданым, стала едва ли не всеобщей. Этот коктейль, от которого глаза лезут на лоб, используется как закваска для любых производимых в стране политических концепций.

Если Маркс (при всем моем уважении к его гению) истолковывал происходящее с точки зрения желудка, а Фрейд – с точки зрения половых органов, то сейчас в России будто бы ведется работа по созданию «Общей теории низа» (физики, молчать!). Пелевин, который практически в одиночку разработал ту реальность, которую мы теперь имеем в ощущениях, пророчески описал это как орально-анальный вау-фактор. Теперь с огромным удивлением наблюдаешь, как взрослые дяди, маститые политики и аналитики пытаются навязать миру свои детские комплексы, убеждая всех и вся, что кроме самых скотских интересов ничего на свете не существует.

Мне иногда кажется, что сам Путин стал жертвой СМИ. Задавленная гласность «отомстила» после своей смерти, отомстила отравлением непроветриваемого эфира, канонизацией человеконенавистнических по сути настроений Михаила Леонтьева, Петра Толстого и кого там еще. А кого еще, кстати? Ведь больше-то ничего нет. Нравственность, убеждения и идеалы ушли из СМИ полностью (я не говорю, что они процветали на разгромленном НТВ, но все же).

И ведь, положа руку на сердце, многие понимают, что это потакание своей «внутренней шпане», тем настроениям, которые по мере взросления надо перерастать, – очень нехорошая вещь. Но только все чаще оказывается, что руку класть уже не на что. Вот и кладут – кто на кошелек, кто еще куда.

Наши СМИ вступили в постмодерн, влипли и застряли в нем. Во всех писаниях журналистской братии виден налет несерьезности, «невсамделишности» тех чувств, которые вроде бы обозначены в словах того или иного автора, и тех идей, которые он излагает. Один крупнейший журналист считает целью творчества умение рассказать о козявках в своем носу (буквально) или вставить слово «минет» в отчет о встрече Медведева с коллективом «Дождя». Это признак высокого класса, не смейтесь. Другие, пониже рангом, намекают на какие-то непонятные связи с кантианством, стилизуют свою публицистику под XIX век или нарочно изъясняются исключительно намеками, понятными только тем, кто способен оценить новость об отобранном пропуске в Кремль. Замена смысла формой создает прекрасную почву для формалистов: отсюда возрождение жанра стихотворного фельетона и необычайная популярность поделок Быкова, Каганова, Давыдова и Емелина у интеллектуальной публики (я не сомневаюсь в талантливости перечисленных авторов, но и они, надеюсь, не сомневаются в справедливости определения «поделки»). Возникает странный, едва ли мыслимый прежде жанр «сатиры ради сатиры», когда важна не столько точность нападения на избранный для критики объект, сколько концентрация ключевых слов. Попробуйте-ка угадать, что высмеивают Каганов или Емелин! Им бы всем приписывать в конце: «Автор не несет ответственности за мысли, чувства и сдвиги в сознании, которые может вызвать его статья». Особым спросом на рынке начинают пользоваться авторы и медиапроекты, вся прелесть которых заключается в особом, недостижимом для конкурентов уровне нравственного убожества (такова, разумеется, не только несчастная Божена). Все прекрасное заменяется уродливым, чтобы тема «низа» доминировала повсюду.

Там где вчера была жизнь, сегодня все наполнено каким-то противным ей шевелением. Идеалов не осталось. При словах «интеллигент», «элита», при любом намеке на существование каких-то высоких чувств и благородных побуждений общество шипит и плюется, как черт-неофит при виде еще вчера милого ему ладана.

Источник: Блог Михаила Соломатина

..............