Когда я учился в девятом классе, мне в руки попалась книга «Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер», ее авторы – Мельников и Черная. Такие книги, как и фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», военные повести В. Быкова, Б. Васильева, Г. Бакланова, помогали нам сформировать отвращение к фашизму во всех его проявлениях. Сейчас, к сожалению, школьники мало читают, у них другие кумиры.
#{best_opinions}Если зайти в центральные книжные магазины Москвы, сразу бросаются в глаза три массива книг – просталинские бредни о величии «отца народов», обилие книг о гитлеровской Германии – ее вождях, армии, достижениях и книги о «жидомасонских» заговорах, о евреях и кавказцах как главных разрушителях России. Поверьте, за последние 20 лет такого обилия махровой черносотенной литературы с хорошими обложками и на дорогой бумаге я в книжных магазинах не видел. Раньше подобные книжонки на серой оберточной бумаге, напечатанные на ротаторе, продавались лишь в подворотнях да на митингах коммунистов и фашиствующей шпаны. Теперь эти книги, их издатели вошли в официальное пространство. На эти книги есть нешуточный спрос.
В этом году снова напомнила о себе мерзкая дата 20 апреля. Снятый правоохранителями плакат с нацистской символикой и душевным поздравлением дедушке Адольфу. В Омской области в «святой» день скинхеды учинили суд своему сотоварищу, якобы предавшему их идеалы, и расчленили его, бросив останки в мусорный бак. На платформе Девяткино близ Северной столицы бритоголовые отмечали «Праздник», нападая на «не славян». По разным регионам прокатились акты вандализма. Осквернены Северное кладбище Ростова-на-Дону, могилы ветеранов войны на кладбище в Омской области, свастики появились на Новосормовском кладбище мусульман в Нижегородской области. Вандалы также «порезвились» на Гатчинском кладбище.
Предыстория подобных акций восходит еще к советскому периоду. В апреле 1980 г. небольшая группа приверженцев нацистской идеологии организовала пикет у Московской хоральной синагоги. Через два года, 20 апреля 1982 г., состоялась демонстрация группы неонацистов на Пушкинской площади в Москве.
Следующая публичная демонстрация состоялась в Ленинграде 20 апреля 1987 г., когда две колонны молодых людей 17-22 лет, одетых в черные рубашки, со свастиками на рукаве, промаршировали по Невскому проспекту и окрестностям метро «Площадь восстания». В тот же день такая же демонстрация прошла в Петергофе. Одновременно прошло массовое осквернение еврейских могил на Преображенском кладбище в Ленинграде.
В 1998 г. представители радикальных националистов распространили обращение, в котором пообещали начиная с 20 апреля убивать в день по африканцу или азиату. В 2002 г. посольство Японии в Москве получило по электронной почте письмо от некого «скинхеда Ивана», объявлявшего, что скинхеды будут убивать всех иностранцев, которых увидят 20 апреля на улицах Москвы.
Начиная с 2002 г. перед 20 апреля сотрудники правоохранительных органов переводятся на режим усиленного несения службы. В московских вузах, где обучаются иностранные студенты (РУДН, Финансовая академия, Медицинская академия им. Сеченова), им разрешается не посещать занятия, не рекомендуется выходить на улицы из общежитий. В дальнейшем к этой практике присоединились вузы в С.-Петербурге и Нижнем Новгороде.
О Гитлере или о Сталине вспоминают двояко. О них говорят как о преступниках, на руках у которых кровь миллионов, для того, чтобы не повторить трагедии прошлого.
Как о героях о них говорят тогда, когда что-то неладно в обществе, в стране и в голове. Когда ищут «сильную руку», когда доверие к проворовавшимся чиновникам опускается ниже плинтуса, когда вхолостую срабатывают институты власти. Когда не культивируются человеческие ценности, а политика превращена в политиканство и пиар. Когда слабы антифашисты и правозащитники, а демократические силы погрязли в склоках и самопиаре.
Знаковый пример. Константин Полторанин, не рядовой чиновник ФМС, вчера отметился следующим высказыванием: «Сейчас на карту поставлено выживание белой расы. Мы хотим убедиться в том, что кровь здесь смешивается как надо, в правильном направлении, а не так, как это случилось в Западной Европе, – мы все видим этому плачевные последствия... На кону ведь стоит, в принципе, выживание белой расы, и в России этот вопрос ощутим». По идее в упрощенном виде эти слова повторяют основы расистских теорий. Но чиновник, человек молодой, сформировавшийся в постперестроечные годы, высказал личное, наболевшее. Расизм наверняка вошел в кровь и плоть и других чиновников, которые работают и в сфере национальной и миграционной политики, образования и т.д.
Болезнь зашла слишком далеко. Но пока еще не безнадежно. Чем лечить будем?
Источник: Сайт Общественной палаты РФ