«Собирательный Русский»

@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

15 апреля 2011, 15:53 Мнение

«Собирательный Русский»

Если бы мне пришлось выделить одну-единственную, главную и, так сказать, типообразующую черту «русскости», я бы назвал крайнюю размытость чувства меры. Стереотипизированный русский человек не знает меры ни в хорошем, ни в плохом.

Борис Акунин

писатель

Собирательный Русский получился существом довольно любопытным. За что же мы себя любим (уважаем, ценим, одобряем)?

Во-первых, за отзывчивость, сердобольность, открытость, эмпатию, сострадательность – в общем, за душевность.

Проще разделить Русского Человека на двух персонажей, один из которых симпатичен, а второй отвратителен

Во-вторых, за «дум высокое стремленье», оно же «духовность», «незаземленность» та самая особенность, о которой говорил Френсис Грин.

В-третьих, за широту души (она же щедрость, она же размах).

Как ни удивительно, это всё.

С огромным отрывом лидируют лень и близкие к этой категории понятия: безынициативность, обломовщина, раздолбайство, безалаберность, пассивность. Сюда же я присоединил бы и безответственность с необязательностью. Предлагаю обозвать всё это безобразие научным термином пофигизм. Не будет преувеличением сказать, что в «теневом парламенте» национальной души эта фракция обладает просто-таки конституционным большинством.

На втором месте – хамство (грубость, неуважение к личности) и дефицит чувства собственного достоинства.

На третьем – постимперский синдром (к этой же группе я отношу часто поминавшиеся ксенофобию и шовинизм).

На четвертом – внутренняя несвобода (трепет перед начальством, упование на «доброго царя», политическая боязливость и прочее).

#{best_opinions}А еще мы осуждаем себя за неряшливость, за привычку сваливать вину на других, за пьянство и за косность – но это уже на уровне мелких досадностей.

Это суммарное изображение вряд ли можно назвать фотографическим портретом, и я вовсе не уверен, что именно таковым РНХ является в действительности. Но это автошарж, нарисованный коллективным сознанием – по-моему, тоже интересно.

Попытаемся для наглядности представить себе реального человека (литературный персонаж?), который обладал бы полным набором вышеприведенных характеристик. Душевный и высокодуховный раздолбай, плохо воспитанный и робеющий начальства, но зато способный на большие поступки и считающий, что он – молодец среди овец. Что-то у меня не хватает начитанности. Кто бы это мог быть? Подскажете?

Гораздо проще разделить Русского Человека на двух персонажей, один из которых симпатичен, а второй отвратителен.

Наш русский «доктор Джекилл» – не человек, а мечта: умом устремлен к звездам, душой – к людям, да еще великодушен и немелочен. С примерами хоть из литературы, хоть из жизни проблем у вас, я думаю, не возникнет. Кто из  соотечественников, по-вашему, именно таков?

Наш русский «мистер Хайд» пьяноватая и безответственная скотина, трусящая начальства и попеременно одолеваемая то комплексом неполноценности, то комплексом превосходства. За конкретными примерами, увы, тоже далеко ходить не придется, правда?

Сущностно я согласен с тем, что всякая прононсированная характеристика является одновременно и достоинством, и недостатком.

Если бы мне пришлось выделить одну-единственную, главную и, так сказать, типообразующую черту «русскости», я бы назвал крайнюю размытость чувства меры. Стереотипизированный русский человек не знает меры ни в хорошем, ни в плохом.
Вероятно, исторически это объясняется географическими просторами, отсутствием границы (то есть меры) с восточной стороны: катись себе куда глаза глядят хоть 500 лет, пока не упрешься в Тихий океан.

Или, может быть, причина в православии – наименее приземленной и наименее дисциплинирующей разновидности христианства (это частное суждение автора, которое он никому не навязывает и на истинности которого не настаивает – короче говоря, IMMHO, где второе М означает «most»).

Возможно также, что неоформленность наших экзистенциальных контуров обусловлена постоянным и бесконтрольным давлением государства на население. На длительное ограничение свободы психика обычно реагирует взрывным образом: периоды подавленности, сжатия сменяются пружинообразным расширением. Переход от рабской покорности к пугачевщине случается в один миг.

Русскому национальному характеру всегда всего мало, у нас есть серьезная проблема с поиском золотой середины. Чаще всего это плохо; иногда – в периоды крайнего общенационального напряжения – эта характеристика оказывалась спасительной. Еще хочу заметить, что отсутствие чувства меры не является чертой уникальной. На свете есть и другие народы, страдающие (или облагодетельствованные – зависит от точки зрения) этим качеством.

Источник: Блог Бориса Акунина

..............