Если мы отрицаем наличие каких бы то ни было критериев в сфере искусства, тогда работа «Петр I» Церетели и скульптуры Коненкова или Родена – это одно и то же. Если вы готовы под этим подписаться и сказать: «Да, любая ерунда и то, что производит огромное впечатление и по сей день, это одно и то же», – мы закрываем тему, и тогда любой разговор об искусстве становится бессмысленным. Это совершенно очевидная точка отсчета. Говорить о «Войне» как об искусстве я не готов. Я готов говорить о «Войне» как о симптоме.
Когда один из художников, прошу прощения, онанирует в бассейне – это у нас «левый» протест
Сейчас у нас в стране чем дальше, тем больше идет превращение оппозиционных групп в субкультуры. Для того чтобы прорваться за пределы маргинальности, возникает желание как можно сильнее дать пощечину общественному вкусу и принять за реальный процесс, реальную позицию любой выплеск. Это иллюзия.
Если главная задача оппозиции – создать медиаповод, можно договориться много до чего. И, кстати, это уже происходит: когда один из художников, прошу прощения, онанирует в бассейне – это у нас «левый» протест. Немодно сейчас среди «левых» оперировать понятием «нормы», но «левые» подразумевают за собой поддержку массы, они от ее имени должны говорить. Если вот это они воспринимают в качестве протеста, никогда никакая значимая масса на это не поведется.
#{best_opinions}Кому интересна группа «Война»? Блогеры, хипстеры, средний класс. Средний класс – уже социологическое понятие, потому что он концентрируется только в крупных городах. Если объект внимания «левых» – офисный планктон, вперед. Группа «Война» должна быть поднята на щит. Я лично не готов считать, что «левые» должны выступать от имени паразитической группы. В нашей стране то, что называется «средним классом», – это группа паразитическая. И такой подход «левой» традиции полностью противоречит.
Есть традиции. Есть ценности. Несмотря на попытки связать группу «Война» с русским авангардом, любому, кто всерьез знает историю авангарда – хотя бы Маяковского, Хлебникова, – видна принципиальная разница. В частности, по тому, на кого это искусство ориентировалось и кого оно пыталось повести за собой. Если игнорировать эту принципиальную разницу, получается анекдот.
Когда группа «Война» ориентируется на получение премии «Инновация», когда за ней стоит товарищ Плуцер-Сарно, который имеет репутацию профессионального пиарщика и к «левым» имеет приблизительно такое же отношение, как я к Мариинскому балету, это просто смешно. Попытки пресекать разговор о провокативности группы – не в художественном смысле, а в самом настоящем, новой азефовщины – это для «левых» засовывание головы в песок.
Где впервые возникают новые идеологии? В эстетике. Когда люди понимают, что все не так, но выразить это рационально не в состоянии. Группа «Война» востребована, и это уже повод отнестись к ней с огромным подозрением.
Источник: Russia.ru