С тех пор как я прочитал вот эту публикацию в «Русском репортере», меня терзает одна идея. В ней органично слились шкурный интерес и забота о человечестве. И оттого она терзает меня особенно сильно.
Когда, например, человек покупает пузырь водки или валидола, он точно знает, что внутри. Так почему с текстами, музыкой или кино должно быть по-другому?
Краткое содержание статьи: будущее интеллектуального продукта – за благодарственными платежами. В том числе и текста. В том числе и журналистского.
Что такое благодарственный платеж? Это когда человек прочитал что-то, подумал: «Круто!» и решил отправить автору три копейки в знак благодарности и близости. Есть мнение, что это гораздо честнее, чем сначала втюхать читателю журнал, книгу или фильм, а понравится ему этот товар или не понравится – дело десятое. И, пожалуй, это мнение верное. Ведь когда, например, человек покупает пузырь водки или валидола, он точно знает, что внутри. Так почему с текстами, музыкой или кино должно быть по-другому?
Но дело даже не в этом. А дело вот в чем. Сегодняшнее информационное поле распахивается так стремительно, что рано или поздно рынок благодарственных платежей станет слишком велик, чтобы иметь дело с официальными СМИ. По-настоящему востребованные авторы станут свободны, как уличные музыканты. Если на твои слова есть спрос, значит, твоя шляпа всегда будет полной.
На мой взгляд, это очень важный вектор развития, который со временем может помочь журналистике стать по-настоящему независимой. Thanks Journalism – интересная технология гласности, и если она приживется, то это кардинально изменит облик не только журналистики, но и всего общества, и даже политического строя. Чем больше будет таких «бременских журналистов», тем больше будет невозможности контролировать СМИ. В сущности, уже сейчас печатные издания – что электронные, что бумажные – расслаиваются на «информационный поток» и авторскую журналистику. Многих авторов мы читаем, не задумываясь, где опубликован их очередной репортаж, расследование, колонка. И дальше это расслоение будет лишь усиливаться. Востребованным авторам останется лишь к каждому своему тексту поставить шляпу для благодарственных платежей и забыть слово «редакция».
Я, конечно, понимаю, что пока все это проходит по разряду «занимательная футурология». Но много ли из сегодняшних реалий мы могли себе представить еще пятнадцать лет назад? Немного.
#{best_opinions}Так что я не удивлюсь, если через 5, 6, 7, 8 лет я буду регулярно делать репортажи и расследования «по подписке». Хотят читатели, чтобы я поехал в станицу Кущевскую и разобрался, что там происходит – они скидываются, и я еду. К тому времени могут появиться специальные сервисы, которые будут накапливать и резервировать фьючерсные благодарственные платежи. Съездил, написал, опубликовал в своем блоге – получи. Сейчас по примерно такой же схеме происходит бронирование отелей и квартир по всему миру. Так чем журналисты хуже риелторов? Ничем.
А посему я начинаю эксперимент, который может оказаться химерой, а может – началом большого передела информационного рынка. Насколько я знаю, пока никто из моих коллег на планете по такой схеме не работает. Собственно, сам термин THANKS JOURNALISM я придумал ровно полчаса назад.
Нет, я не уйду из «Известий», ВЗГЛЯДа и тем более «Русского репортера». Просто с сегодняшнего дня я буду возле каждого своего опубликованного текста ставить шляпу с номером своего кошелька на «Яндекс.Деньгах».
Вот он: 41001798223563
Кому невтерпеж, можно уже сейчас кидать сюда монетки за былые заслуги. Желательно с пометкой, за какие именно.
Нет, я не обещаю тратить эти деньги на благотворительность и борьбу с коррупцией, хотя по мере сил занимаюсь и тем, и другим. Единственное, что я могу сказать точно, – это что буду регулярно рассказывать в своем блоге об успехе или неуспехе своего безнадежного дела. И если когда-нибудь настанут такие времена, когда шляпа будет наполняться достаточно эффективно, я буду потихоньку писать и публиковать тексты сам по себе, не прибегая к услугам средств массовой информации.
А в этом посте я с удовольствием выслушаю любые мнения читателей и коллег о том, что они обо всем этом думают.
Источник: Блог Дмитрия Соколова-Митрича