Тема президентских выборов становится все более актуальной и популярной. Ее основной интригой является, сможет ли Владимир Путин победить в один тур. Причем если второй тур состоится, его основным конкурентом будет Зюганов. Сейчас рейтинг Владимира Путина несколько больше 40%. Финансовые рынки и субъекты реальной экономики вряд ли будут рассматривать хотя бы малейшую вероятность победы коммунистов, которая была бы равнозначна смене всего экономического курса. Поэтому влияние данного противостояния на экономику будет равно нулю.
Если карта ляжет не так, основной должник в мире в полном соответствии с ковбойскими традициями может захотеть просто ликвидировать основных кредиторов
Выбор «Путин vs Зюганов» однозначно не устраивает большинство пришедших 10 декабря на Болотную. И очень вероятно, что они не только проголосуют за либерального кандидата в лице Михаила Прохорова, но и будут дальше проводить свои уличные акции. На самом деле, внимание, которое отводится митингу на Болотной и последующим аналогичным митингам, вряд ли можно назвать справедливым. Каждый год на 9 мая красные патриоты выводят на свой митинг примерно аналогичное количество людей, однако о них проходит лишь один сюжет в вечерних новостях. Люди, пришедшие на Болотную, считают себя избранными, прогрессивными, называют себя креативным меньшинством и считают, что имеют право диктовать свои взгляды и понимание мира всей стране. Они признают, что в России большинство поддерживает Путина и его линию, но считают, что это недалекие люди, которые зависят от государства и проживают прежде всего в провинции. С их точки зрения, число данных людей будет сокращаться, в итоге Россия придет к их пониманию демократии естественным путем. Конечно, в каждом правиле есть исключение, но сравнить путинское большинство с так называемым креативным меньшинством, конечно, стоит.
Путинское большинство на самом деле не только молчаливое, но и очень разное. Разное прежде всего по экономическим взглядам – от социалистов до сторонников классических рыночных капиталистических взглядов, к которым принадлежит и автор этих строк. В нем можно найти людей абсолютно разных национальностей и вероисповеданий, уровень достатка также не является определяющим. Единственное, что объединяет этих людей, – это приоритет интересов Родины над личными интересами и интересами их собственных семей. А также неприятие Запада, который начиная с периода перестройки слишком часто совал нос во внутренние российские дела. Именно поэтому данные люди более чем болезненно воспринимали 90-е годы, когда Россия потеряла половину территорий и превратилась в нищую черную дыру на карте мира. Именно поэтому многие из них не покинули Россию навсегда в то смутное время.
Спрос на патриотического лидера, который прекратит смуту, в конце 90-х был очень высок. При этом все более-менее известные политические фигуры уже были дискредитированы. Ни Руцкой, ни Лебедь, ни лидеры более мелкого масштаба не оправдали возложенных надежд. При этом Руцкой в 1993 году сначала бросил мальчишек на пулеметы, а потом фактически открестился от восстания. Далеко не все сразу поверили в действующего премьера как спасителя от смуты. Однако победа на Кавказе, возвращение русского патриотизма в государственную идеологию, налоговая национализация нефтянки и отражение юкосовского олигархического реванша в 2003 году сделали свое дело. Цифры говорят сами за себя: в 2000 году Владимир Путин в первом туре с трудом набрал 53%, в 2004 году – без проблем 71%.
Люди Болотной принципиально другие, сейчас я говорю именно о людях, а не о профессиональных несогласных провокаторах и прочих оранжевых агентах влияния Запада. Со многими из людей, которые легко могли оказаться или оказались на Болотной, я сталкивался, работая в уважаемых банках и финансовых компаниях, а также в журналистской среде. Для них главное – личный приоритет, приоритет личного финансового достатка и достатка их семей, а также творческая реализация. При этом понятие Родины в их системе ценностей в принципе отсутствует. Они часть западного мира, которая находится в длительной российской командировке. Для них имя правителя в Кремле и судьба России значат намного меньше, чем поездка в Европу на большие январские выходные. Им все равно, на каком рынке ковать бабло – на русском, американском или китайском, и по большому счету все равно, в какой стране жить и в какой стране будут жить их дети. Они сродни экспатам, приехавшим поработать в Россию за длинным рублем или долларом.
Бабки, кстати, для «болотных» людей всегда главное. Несколько дней назад я спросил одного из коллег с фондового рынка, почему они правы, а, например, красные патриоты – нет. Ответ был лаконичен: мы зарабатываем больше, а значит, имеем право диктовать свои условия. В наемниках нет ничего плохого, они могут сыграть важную роль в конкуренции России с другими мировыми центрами силы. При этом люди, которые с пеной у рта утверждают, что деньги в принципе не важны, обычно просто не умеют их зарабатывать. Однако вряд ли, полагаясь на наемников, можно отстроить новую Россию как успешную страну успешных людей. После краха СССР в 1991 году мы фактически оказались в положении японцев или немцев после Второй мировой войны. Немцы и японцы снова отстроили свои страны, создав очень успешные экономики. Однако при восстановлении своих стран они опирались на национальные традиции и чувство патриотизма, а не только на жажду прибыли и невидимую руку рынка.
В заключение стоит сказать, что судьба победы Владимира Путина в первом туре целиком зависит от способности к мобилизации у путинского большинства. При этом ситуация для Владимира Путина значительно менее благоприятна по сравнению с 2000 годом. От фигуры премьера люди просто несколько устали, плюс некоторый либеральный крен в политике и история с делом Аракчеева и рядом других аналогичных дел вряд ли вызовут симпатию у сторонников действующего премьера. Однако они прекрасно понимают, что только фигура действующего премьера в наибольшей степени соответствует вызовам нашего неспокойного времени, в котором мировой долговой кризис плотно переплетен с построением мировой Американской империи. Кто знает, если карта ляжет не так, основной должник в мире в полном соответствии с ковбойскими традициями может захотеть просто ликвидировать основных кредиторов. Известную биржевую поговорку «долги отдают только трусы» в отношении России никто не отменял.
Специально для газеты ВЗГЛЯД