В середине октября Бжезинский получил премию. Или, вернее, зарплату, стыдливо обозначенную как премию. Именно такие «премии» получает наша оппозиция, антироссийские вражеские СМИ, действующие в России и т.д. Но это неважно. Важна та речь, которую он произнес.
Пахнуло морозом из холодильника торгового центра в ливийском Сирте
В ней Бжезинский уготовил России весьма своеобразную роль. Судьба России ныне заключается не в том, чтобы контролировать «половину мира». Главная задача России сегодня, по мнению Бжезинского, – это выживание. И залогом этого выживания должно стать втягивание России в Запад и, очевидно, поглощение России Западом. «Это не может случиться при президенте Путине, но внутренние предпосылки для демократической эволюции в России растут и, с моей точки зрения, в конечном счете перевесят». То есть мы еще недодемократизированы. Пахнуло морозом из холодильника торгового центра в ливийском Сирте.
Далее Бжезинский предлагает России стать частью нового атлантического сообщества ценой окончательного отказа от самостоятельной геополитической роли, амбиций и судьбы, формировавших российскую государственность и русский народ на протяжении последних веков. Турция, став частью Запада, получает возможность расширить сферу своего влияния на весь Большой Ближний Восток и Центральную Азию, то есть, в том числе, и за счет сжимания сферы влияния России. Таким образом, налицо попытка повторить уже на глобальном уровне старую игру, которую Европа ведет по отношению к России и Турции на протяжении последних веков, когда через вовлечение двух неевропейских держав в европейскую политику поддерживается баланс и равновесие в Европе. (Подробнее см. здесь)
Мысли не просто не новые, а очень старые. Почти сто пятьдесят лет назад об этом уже говорил П.А.Чаадаев в своих «Философических письмах». Он считал, что Россия оторвалась от мирового культурного процесса, а русский народ «составляет пробел в порядке разумного существования человечества». «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего... Мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода... У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса...» Россия ничего не дала миру, ничего не внесла в исторический опыт человечества, «заблудилась на земле» и составляет «пробел в нравственном миропорядке». И единственным спасением для нее является присоединение к западной цивилизации, тем более что «Царство Божие до известной степени осуществлено» именно в католицизме, а не православии.
Как известно, столь «оригинальный» взгляд на Россию вызвал жесткую критику Пушкина, Хомякова, Языкова и других. Московские студенты отправились к попечителю университета графу Строганову требовать оружия, чтобы вступиться за поруганную честь России, а император Николай Первый попросил «всевозможных попечений и медицинских пособий для Чаадаева», предлагал исключить для него «влияние сырого и холодного воздуха, могущего обострить болезнь», и организовал постоянные посещения врачом квартиры Чаадаева.
Так что все это мы уже проходили и, как видим, прежде всего, проходили у самих себя. Сегодня Бжезинский в который раз предлагает то же самое. Вместо того чтобы постараться понять сложные вещи, можно их примитивизировать и упростить. Не подниматься самому, а опускать до себя. Россию надо сделать Западом, чтобы она была понятна, проста и предсказуема. Чтобы мечтала не о Царстве Божием, а о новом айфоне. Чтобы строила не грандиозные планы, а домик в три окна из чистенького красного кирпича на шести убогих сотках. Чтобы стремилась не к мировому господству, а к должности старшего менеджера по продажам. Чтобы выучила наконец «кушать подано», «вас, барин, какая-то барыня спрашивает», ломала шапку, лебезила в приемных, ловила милостиво брошенные гривенники и кланялась за высланную к дверям рюмку водки.
Так что после этих речей Бжезинского оружия требовать, конечно, не стоит. А вот попечений и медицинских пособий попросить для него можно. А также следить за тем, чтобы он не стоял на сквозняке. А то Бог знает, что еще окажется в следующей речи.
Источник: Блог Бориса Якеменко