В последнее время мне пришлось участвовать сразу в нескольких дебатах по радио и телевидению, посвященных ситуации в Египте и в арабском мире в целом. И больше всего поразило, сколько людей – и среди моих оппонентов, и среди звонивших в эфир зрителей – сочувствуют исламистам, идущим к власти в Египте и укрепляющим свои позиции в других странах региона. Особенно запал в душу недоуменный вопрос одного из слушателей: почему вы против исламистов?
Для «Братьев-мусульман» чеченские «шахиды» вполне могут стать своими
Действительно, почему? Казалось бы, это настолько очевидно, что и объяснять особо не надо. Но нет. Так что придется объяснить. По пунктам.
Первое. Я представитель иной цивилизации – христианской, русской. И не вижу никаких оснований стыдливо скрывать этот факт. У нас – иные ценности, чем у «Братьев-мусульман», побеждающих на египетских выборах, и у ваххабитов, настойчиво пытающихся распространить свое влияние на мусульманские регионы России.
Второе. Мне небезразлична судьба христиан-коптов, живущих в Египте испокон веков, еще с тех времен, когда ислам вообще не существовал. А сейчас салафиты, которых считают одними из фаворитов на выборах, призывают очистить «мусульманскую землю» Египта от неверных. Коптские церкви жгут и разрушают, коптов убивают и калечат. И это сейчас, когда исламисты еще не у власти. А что будет завтра? Вполне может начаться массовый исход египетских христиан. Так уже происходит в Ираке, в Ливане, так скоро может случиться в Сирии. И в первую очередь от изгнания иноверцев теряют сами арабские страны. Толпа, слепо идущая за радикалами, этого не понимает. Но мы-то должны понимать.
Третье. Исламисты, стоящие у власти в той иной стране, – слишком непредсказуемый, опасный партнер на международной арене. И где гарантии, что если завтра вновь взорвется наш Северный Кавказ, египетские или сирийские «Братья-мусульмане*» не встанут на сторону единоверцев, объявивших джихад «христианской империи»? Для светского Хосни Мубарака Шамиль Басаев и Зелимхан Яндарбиев были чужды и враждебны. Для «Братьев-мусульман» чеченские «шахиды» вполне могут стать своими. Просто потому, что «Братья» привыкли делить мир на «правоверных» и «неверных».
- Максим Юсин: Проверяют армию на прочность
- Борис Кагарлицкий: Первые свободные выборы
- Лев Вершинин: Был героем
- Андрей Фурсов: Управляемый хаос
Четвертое. Чисто эгоистическое соображение. Я хочу, чтобы мои друзья и родственники, которые захотят поехать отдохнуть в Египет – поплавать с рыбками в Красном море, посмотреть на пирамиды Гизы, – отдыхали в комфортных условиях, чтобы суровые муллы не требовали от них соблюдения норм шариата. А то ведь египетские исламисты уже озвучили свою программу: запретить туристам носить шорты и купальники (даже на пляжах), ввести сухой закон в отелях и ресторанах. То есть даже бутылку пива в баре отеля в Шарм-эш-Шейхе будет нельзя заказать. И почему я должен сочувствовать тем, кто готовит моим соотечественникам, привыкшим к египетским курортам, такие перспективы?
Есть и пятый, и шестой, и седьмой пункты, но давайте пока ограничимся этими четырьмя. Кончено, не всё здесь просто и однозначно, не все исламисты – слепые фанатики, готовые разрушать коптские церкви и туристическую отрасль. С «Братьями» и их единомышленниками можно и нужно работать. Но цивилизованный мир должен обозначить границы, которые им не стоит переступать. Например, четко дать понять: если начнется резня коптов, это нельзя будет считать «внутренним делом суверенного государства».
Специально для газеты ВЗГЛЯД
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ