«Белорусского чуда не было и нет»

@ ИТАР-ТАСС

10 ноября 2011, 21:23 Мнение

«Белорусского чуда не было и нет»

Наступают бесшабашные 2010-е. Белорусские власти своими руками ведут нас в эту эпоху опасной турбулентности. Россия настороженно наблюдает. Кремлю тоже не нужен партнер по ЕЭП с системными потрясениями, социальной напряженностью и хроническим иждивенчеством. Однако веры в способность нынешних белорусских властей отказаться от Госплана/Госснаба у В. Путина нет.

Ярослав Романчук

экс-кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года, руководитель Научного исследовательского центра Мизеса, заместитель председателя Объединенной гражданской партии

Беларусь вступила в системный кризис. Она мировой лидер по темпам инфляции (~120%) и девальвации национальной валюты (в три раза) в 2011 году в мире. Она имеет хронически высокий дефицит внешней торговли (~15% ВВП) и дефицит текущего счета платежного баланса (~16% ВВП). За 2011 год она удвоила внешний долг, который в 2012 году может превысить 100% ВВП. Средняя зарплата в долларовом выражении сократилась с 500 долларов в начале 2011 года до 230 долларов в конце. Пенсия не дотягивает до 90 долларов в месяц. Нехватка дешевых продуктов питания сопровождается растущим дефицитом высококвалифицированных кадров. Инженеры, строители, программисты, менеджеры и даже милиционеры бегут из Беларуси. В России им лучше платят (в два–пять раз). При официальной безработице менее 1% опросы домашних хозяйств показывают, что безработными являются более 6% рабочей силы, а с учетом почти 1 млн белорусских гастарбайтеров мы имели бы безработицу под 25%.

Россия обречена на нищету, деградацию и развал, если попытается делать экономику по белорусским лекалам

В Беларуси главным собственником, кредитором и бизнесменом остается государство. Система Госплан/Госснаб – это тотальное планирование сверху вниз, жесткое регулирование, внешнеторговый протекционизм и социальная уравниловка.

Белорусскую модель наперебой хвалили российские коммунисты, славянофилы и сторонники возрождения империи. Она удостаивалась восторженных дифирамбов от руководителей Российской академии наук. Ее ставили в пример Сергей Глазьев и Руслан Гринберг, Михаил Делягин и Михаил Хазин. Мол, смотрите, как А. Лукашенко в ручном режиме искусно управляет белорусской экономикой. Не то что Кремль. Белорусский руководитель делал практически все, что рекомендовали российские сторонники государственного интервенционизма.

В Беларуси были обильные государственные инвестиции в строительство и сельское хозяйство. В Беларуси государство активно направляло бюджетные потоки на стимулирование инновационной деятельности. Распорядители чужого (чиновники и политики) выделили корпоративные «точки роста» и щедро финансировали их. Они практически не дали шансов для развития частного бизнеса.

В Беларуси все до сих пор «народное», т. е. все ресурсы в руках номенклатуры. Здесь не было ни приватизации, ни «прихватизации». Беларусь не послушала Запад и отвергла демократию. А. Лукашенко выступил против Европейского союза и НАТО. Имитация объединения с Россией давала ему такие дивиденды, которые бы он никогда не получил в любом другом внешнеполитическом укладе.

Последние 15 лет Беларусь делала именно то, что для России сегодня и ближайшие 20 лет рекомендуют экономисты левого реванша, крестные братья американских экономистов-интервенционистов Дж. Сакса, Дж. Стиглера, П. Кругмана, Р. Райха и Дж. Мадрика. Сегодня нет противостояния между американскими, немецкими, российскими или французскими экономистами. Экономисты давно глобализировались и объединились по школам и идеологии. Связка Глазьев/Гринберг/Делягин – это теоретическое и политэкономическое продолжение цепочки Сакс/Стиглер/Кругман. В Беларуси их суррогатным «оттиском» является связка Шимов/Ковалев/Ткачев. Два первых несут ответственность за экономическую науку и образование, третий – за консервацию Госплана/Госснаба.

Кредо всех этих специалистов – вера в мудрое государство, всезнающих благородных чиновников и их эффективное госрегулирование. По сути дела, сегодня большинство правительств мира в той или иной степени работают по их моделям и рекомендациям.

Россия обречена на нищету, деградацию и развал, если она попытается делать свою экономику по белорусским (читай: неосоветским) лекалам. Модель Госснаб/Госплан + авторитаризм имеет шансы на выживание и иногда даже на развитие только в случае 1) щедрой безвозмездной внешней поддержки друзей-государств; 2) благоприятной внешней конъюнктуры на свои сырьевые товары; 3) чрезвычайно низкого уровня притязаний населения; 4) тотального контроля лидера над силовыми структурами, полной их лояльности; 5) выполнения властями минимального набора требований: безопасность, порядок, минимальный уровень дохода, доступность базовых продуктов питания и медицинских услуг.

На протяжении более 15 лет Беларусь имела все эти факторы. Сегодня все они медленно, но неуклонно разрушаются. Утверждения о том, что белорусское руководство нашло некий уникальный баланс государства и рынка, обеспечило полную занятость и загруженность предприятий, – не более чем миф.

Куда привел Беларусь Госплан/Госснаб

Беларусь остается государством-Левиафаном. В последние пять лет распорядители чужого ежегодно тратили более 45% ВВП. Это на три процентных пункта больше, чем в среднем по региону и почти на пять процентных пунктов больше, чем в странах с аналогичным доходом. Если сюда включить большой объем квазибюджетных расходов, то совокупные госрасходы значительно превысят 50% ВВП.

На долю субсидий и трансфертов в 2003–2011 годах в среднем приходилось 22% совокупных расходов в год. Однако такая щедрая государственная поддержка не помогла ни сельскому хозяйству, ни энергетике, ни коммунальному хозяйству стать по-настоящему конкурентоспособными, эффективными секторами экономики. Да и людей она не защитила от кризиса.

Расходы бюджета на господдержку предприятий росли начиная с 2004 года. Их общий объем увеличился с 7,6% ВВП в 2004 году до 10,4% в 2008 году преимущественно за счет роста субсидий с 3% до 4,3% ВВП. В 2009 году общая сумма господдержки находилась на уровне 9% ВВП, несмотря на обострение кризисных явлений. Сокращение прямого финансирования сопровождалось расширением программ целевого кредитования. Головная боль правительства стала головной болью государственных банков. По данным минэкономики, более 3000 предприятий ежегодно пользуются государственной поддержкой. Ее эффективность, как и целесообразность продолжения защиты такой большой группы коммерческих организаций от свободной конкуренции, остается под большим вопросом, особенно в свете Единого экономического пространства с 1 января 2012 года.

#{smallinfographicleft=398276}Целевое кредитование государственных программ резко увеличилось с 3% ВВП в 2005 году до почти 25% ВВП в 2010 году. Трансферты в рамках программ социального обеспечения, в том числе из Фонда социальной защиты, в 2010 году составили 14% ВВП.

К концу 2010 года более 60% всех выдаваемых банками кредитов в Беларуси были связаны с кредитованием в рамках государственных программ. 70% всего целевого кредитования шло на государственные инвестиционные проекты, а остальное – на строительство жилья. В 2010 году объем финансирования за счет внебюджетных источников составил 8,5% ВВП. В то же время задолженность по кредитам, выданным в рамках государственных программ, увеличилась с 4% в 2005 году до 25,5% ВВП в 2010 году. Это говорит о вопиюще низком уровне эффективности использования бюджетных ресурсов и денег государственных банков. Просроченная задолженность преимущественно госпредприятий перед коммерческими банками резко выросла в период с 2006-го по 2010 год и превысила 15% ВВП.

Аграрная политика Беларуси является одним огромным провалом. Удельный вес сельского хозяйства Беларуси составляет 8% ВВП, но он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки. В отдельные годы объем поддержки достигал 11% ВВП. Львиная доля поддержки с/х производства, по классификации ВТО, приходится на меры так называемой «желтой корзины», т. е. искажающие рынок и торговлю. В 2008–2010 годах их объем в среднем составил 86% всех затрат государства на сельское хозяйство или около 40% с/х ВВП. Несмотря на многомиллиардную бюджетную помощь, сельское хозяйство продолжает кормить нас продуктами питания по ценам выше мировых.

В то время как объем бюджетной помощи увеличивался, налоговые поступления от сельского хозяйства снижались. В 2009 году оно получило в четыре раза больше денег из бюджета, чем заработало чистой прибыли. В 2005 году превышение составляло «всего» 2,6 раза. Каждый второй рубль в выручке якобы эффективного сельского хозяйства Беларуси – это рубль налогоплательщиков.

Помогают богатым, «топчут» бедных

В Беларуси нет эффективной социальной системы поддержки малообеспеченных. 30% домашних хозяйств с самыми высокими доходами получают 45% от общей суммы субсидий на коммунальные услуги, а 30% семей с наименьшими доходами получают только 15% таких субсидий.

Львиная доля социальной помощи выделяется категориально, а не на основе оценки нуждаемости. Она идет через 14 основных программ с разными целями, ресурсным обеспечением и критериями назначения. Существует около 32 категориальных льгот и субсидий, которые предоставляются ветеранам войны, инвалидам и другим категориям граждан, по оплате различных услуг. Удельный вес программ, основанных на проверке нуждаемости, составляет только 0,05% ВВП в 2009 году.

82% из 10% наименее обеспеченных семей получают разного рода пособия, но 38% наиболее обеспеченных домашних хозяйств также получают социальную помощь. Менее 10% от общего объема расходов на социальную помощь доходят до населения, живущего за чертой бедности. Наиболее обеспеченные 20% получают 20% льгот, тогда как наименее обеспеченные 20% получают лишь 27%. Средний размер получаемого в виде льгот трансферта в расчете на человека в децилях лиц с более высокими доходами на 36% выше, чем в квинтилях наименее обеспеченных.

Распрощаемся с иллюзиями: белорусского чуда не было и нет!

Для оценки экономических результатов обратимся к динамике основных денежных показателей. В 1992 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Беларуси, по оценке ООН, составлял 6440 долларов. Это было почти на 5% больше, чем в России, на 51% больше, чем в Казахстане, на 74% больше, чем в Литве, на 33% больше, чем в Польше. Через 10 лет, в 2002 году, ВВП на душу населения Беларуси по ППС составил 5520 долларов, т. е. на 14% хуже. Понятно, системные преобразования, институциональная ломка, создание независимого государства. Не мы одни проходили такие трансформации. По итогам 2002 года Россия имела данный показатель на 49% лучше, Казахстан – на 6%, Литва и Польша – в 1,9 раза.

#{ussr}Период с 2002-го по 2009 год был лучшим в истории экономического развития Беларуси. ВВП на душу населения вырос до 13 040 долларов, что в 2,4 раза больше, чем в 2002 году, и в два раза больше, чем в 1992 году. При этом Россия в 2009 году имела на 45% лучший показатель, а по сравнению с 1992 годом более чем утроила ВВП на душу населения по ППС. Литва даже после пика кризиса получила результат на 33% лучше. Польша за последние 20 лет улучшила данный показатель в четыре раза. В 2009 году она опережала Беларусь на 45%. Полякам, чехам и словакам понадобилось почти 20 лет, чтобы выйти на уровень доходов на душу населения Швеции начала 1990-х. Расстояние между Беларусью и Швецией в 1992 году было 2,8 раза (шведы богаче). В 2009 году оно составило 2,9 раза. И это еще до системного кризиса, который белорусские власти создали сами себе в 2011 году. В 1992 году Беларусь была богаче Китая (если брать ВВП по ППС per capita) в 3,3 раза, а в 2009 году – в 1,9 раза. За последние 20 лет Китай сделал огромный рывок вперед. Беларусь же в лучшем случае топчется на месте, а по сравнению с активными рыночными реформаторами катится назад. В течение волшебных 2000-х нам сказочно везло. 2010-е будут расплатой за отсутствие рыночных реформ и слепую веру в авторитарный социализм.

В свое время Южная Корея, Сингапур решили войти в престижный клуб развитых стран, и после 40 лет упорной работы в рамках малого государства им это удалось. Прошло 20 лет, а Беларусь не прошла и половину пути. Сегодня мы быстро пятимся обратно в прошлое.

Наступают бесшабашные 2010-е. Белорусские власти своими руками ведут нас в эту эпоху опасной турбулентности. Россия настороженно наблюдает. Кремлю тоже не нужен партнер по ЕЭП с системными потрясениями, социальной напряженностью и хроническим иждивенчеством. Однако веры в способность нынешних белорусских властей отказаться от Госплана/Госснаба у В. Путина нет. Как нет у него доверия к А. Лукашенко. Зато решимость показать кузькину мать за бесцельно и бессмысленно прожитые годы имитации интеграции, очевидно, есть. Не знаю, как Лукашенко, но то, что обыкновенные белорусы в ближайшие годы будут видеть кузькину мать, а не благосостояние, – это точно.

Источник: Блог Ярослава Романчука

..............