«Спасти, а не уничтожить»
27 октября 2011, 17:57 Мнение

«Спасти, а не уничтожить»

Европейские власти озабочены не тем, чтобы избавить экономику Греции от давления долга, а тем, чтобы спасти ее долг. Избежав угрозы первого национального дефолта в ЕС, придется искать спасение от второго.

Василий Колташов Василий Колташов

руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

Европейские власти озабочены не тем, чтобы избавить экономику Греции от давления долга, а тем, чтобы спасти ее долг. Избежав угрозы первого национального дефолта в ЕС, придется искать спасение от второго. Но и в этом случае урезание долгов одной страны станет формой сохранения долгового давления на другие европейские государства.

Власти страны в тупике, они все более выглядят оторванными от общества и полагаются на насилие

Недавно вновь было объявлено о разрешении греческого долгового кризиса. Его нередко называют одной из причин глобальной финансовой дестабилизации последних месяцев. Для урегулирования этого кризиса, рассматриваемого еще и как выражение кризиса еврозоны, было решено: 50% греческого долга спишут, но еще неясно, по какой методе. Об этом договорились сперва немецкие и французские власти, а затем лидеры всех стран зоны евро. На встрече в Берлине президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель обсудили греческую бюджетно-долговую проблему и пришли к выводу, что без решительных шагов ее давление не удастся ослабить. Два года борьбы греческих властей с долгом и бюджетным дефицитом только усугубили проблемы страны.

Прежде декларации о победе над бюджетными трудностями исходили от правительства Греции. Возможно, поэтому цена им теперь не слишком велика. За словами следовали дела и кратковременные успехи в сокращении бюджетного дефицита. За подобные «победы» приходилось платить увеличением налогового бремени для населения и национального долга, а также крепнущей депрессией в экономике. Именно «успехи» властей в борьбе с финансовыми трудностями и обеспечили Греции положение главного больного Европы. Непринятие мер по хоть какому-то реальному ослаблению финансового кризиса в Греции стало равносильно катастрофе. Однако экономические проблемы страны остаются без внимания.

При доходной части бюджета в 50 млрд евро Греция обязана более этой суммы отдавать за долг. Примерно 20 млрд евро уходит на проценты, еще свыше 30 млрд – на погашение займов. Если списание долга страны окажется честным и нагрузка на бюджет будет ослаблена, то значение Греции для сохраняющегося долгового кризиса ЕС снизится. На первый план выйдут другие страны – источники оправданных страхов. Но даже при таком сценарии Греция будет вынуждена ежегодно расходовать на выплату процентов и погашение займов порядка 25 млрд евро.

Списание долга более ударит по французским банкам, чем по кредитным институтам Германии. В результате положение банков осложнится, можно будет ожидать, что банкиры Франции и Бельгии первыми заявят о «банковском кризисе» в Европе. Тем временем спасать от дефолта придется новые государства. Фактически выбор состоит в том, на кого возложить бремя последствий долгового кризиса в Евросоюзе: на банки или правительства. Все последние годы поддержка банков порождала разрастание национальных долгов. Может показаться, что процесс пошел в обратном направлении. Однако скорее власти в ЕС разрываются между многими проблемами, располагая лишь ограниченными ресурсами. Никто в Евросоюзе не говорит о необходимости списать 70% долгов всех стран или перенести их погашение на общеевропейские структуры.

Хотя греческая пресса ругает англо-французский «сговор», но решение о списании части долга стало возможно лишь в результате мощнейших общественных протестов в самой Греции. Попытки властей экономить за счет населения, новые налоги и урезание социальных расходов вызвали в конце октября бурю – мощнейшую забастовку за последние десятилетия. Бастовали во множестве даже маленькие магазины. Выступление их владельцев прошло под лозунгом «Лучше закрыться на двое суток, чем навсегда». Власти страны в тупике, они все более выглядят оторванными от общества и полагаются на насилие. Но все же нужно признать: волны общенациональных стачек не смогли заставить верхи пойти на уступки. Готовящееся списание долга – это скорее признак общеевропейского страха перед развитием социально-политического кризиса в Греции, чем порождение дипломатии ее правительства.

Жесткое руководство Греции гораздо меньше понимает проблемы страны, чем его иностранные партнеры-кураторы. Чиновники страны не замечают в полной мере тех рисков для мировой финансовой системы и неолиберальных демократий Запада, что несет в себе греческий кризис, взятый в целом. Не только неуправляемые долги, но и изменение общества под влиянием усиливаемого правительством кризиса пугает мировые элиты. Политические последствия возможного дефолта Греции не менее страшны, чем его экономические результаты.

Было бы наивно ожидать, что уменьшение долга и выплат по нему покончит с социально-экономическими бедами Греции. И без банкротства страна останется в тяжелом положении: ожидание властей, что в 2012 году вдруг последует подъем экономики, не оправдается. Противостояние власти и трудящихся, а также мелкобуржуазных слоев останется. Греция далеко ушла по пути развития всестороннего кризиса. Списание части ее долга позволит стране дождаться партнеров по ЕС, пока отстающих. В 2012 году властям Евросоюза предстоит бороться с проблемами, созданными не одним лишь югом Европы, но также другими ее частями. Своей политики правительство стран ЕС и его высшие органы менять не намерены, а значит, конфликт их с массами европейцев только обострится. Это тем более закономерно, что экономическая депрессия в Европе становится все явственней.

Для российского экспорта нет ничего хорошего в плохом состоянии европейских потребителей. Безусловно, финансовая устойчивость в ЕС способна помочь удержанию мировых цен на сырьевые товары и ценные бумаги. Однако каковы пределы этой возможности? Нельзя исключать, что слабый спрос европейцев и американцев окажется сильнее любых списаний долгов со стран. Наступившая под влиянием «разрешения долгового кризиса в Европе» стабилизация на рынках после нескольких месяцев тревог и падения может оказаться чрезвычайно хрупкой. Плохая экономическая статистика ЕС и США – объективно более значимый фактор, чем бюджетное равновесие и видимость устойчивости банков. Вопрос в том, будет ли она именно таковой по итогам 2011 года. В любом случае по факту на конец октября биржевой спад оказался заморожен.

Кто первым окажется под ударом: банки или реальный сектор – вот важнейший вопрос по итогам «разрешения» долгового кризиса Греции. Мнение, что списание долгов «перережет глотки инвесторам», достойно внимания с поправкой на то, что инвесторы эти прятались от вложений в промышленность с помощью покупки долговых бумаг Греции и других стран. Реальная экономика не только неинтересна с точки зрения выгоды, но и опасна. Капиталы, инвестированные в нее, оказались бы, видимо, в более рискованном положении, чем в греческих, португальских или итальянских бумагах. За судьбу производства отвечают покупатели, а капиталы, размещенные в правительственных бумагах, обеспечены готовностью европейских властей делать все возможное, чтобы банки не пострадали. Вот только спасет ли это экономику Европы?

А еще нельзя забывать, что списание большой доли греческого долга будет сделано не как проявление нового курса, а для сохранения стабильности других долгов и всей системы финансового капитала. Списание долгов должно их спасти, а не уничтожить.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............