«Кстати, о стыде»

@ из личного архива

26 октября 2011, 15:20 Мнение

«Кстати, о стыде»

По нашим улицам давно уже ходят женщины в одних колготках, которые закамуфлированно называются леггинсами. Имеются две причины, по которым женщины все больше и больше обнажают свое тело.

Иерей Святослав Шевченко

руководитель отдела по связи с общественностью Благовещенской епархии

Начну с одной типичной истории, которая произошла в одном из общежитий среднестатистического российского учебного заведения. В одной из комнат, в которой по обыкновению проходили творческие вечера продвинутой молодежи из интеллигентной среды, состоялась такая беседа между двумя девушками. Одна пришла в новой красивой юбке, чем обратила на себя внимание присутствующих обоих полов. Другая загадочно произнесла: «А если бы у меня была такая юбка, то я бы надевала её без подъюбника». Комментарий остался практически незамеченным, и вечеринка продолжалась своим чередом. Но одного человека в этой комнате эта реплика все-таки скребнула, поскольку он был христианином. Он-то и рассказал мне эту историю.

Предчувствую негодование женщин на подобные сравнения

Уже прошло несколько лет с тех пор, и, по всей видимости, подъюбники совсем вышли из женской моды. По нашим улицам давно уже ходят женщины в одних колготках, которые закамуфлированно называются леггинсами. Американские ученые на страницах чикагского издания Journal of Consumer Research утверждают, что во всем виноват инстинкт. Дескать, имеются две причины, по которым женщины все больше и больше обнажают свое тело. Первая – детородный зов природы, который заставляет представительниц слабого пола выделиться из толпы, чтобы быть наверняка замеченной. Вторая – это сигнал соперницам, чтобы убирались с дороги. В исследования американцев легко поверить, если учесть, что согласно последней переписи населения в 2010 году женщин в России больше на 10 миллионов, чем мужчин. Причем из 46% мужского населения немало алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов и уголовников. Да-а-а... легко поверить в эти исследования, если считать, что человек – это животное, которому не свойственен стыд.

Кстати, о стыде. Все-таки у женщин некоторых племен, живущих в затерянных тропических джунглях, стыд остался, несмотря на то, что все члены племени ходят обнаженными. Помню, в одном из выпусков «Клуба путешественников» Юрий Сенкевич поведал, что в этом племени, где мужчины прикрыты только тыквой-горлянкой на причинном месте, интимным местом женщины считается выбритый затылок, густо намазанный жиром животных. Этот затылок прикрыт ниспадающими до пояса волосами, и увидеть его имеет право только законный супруг.

Предчувствую негодование женщин на подобные сравнения. Только современные русские мужчины ничуть не лучше своих соплеменниц. К сожалению, стыд исчез и у сильной половины жителей России. Сегодня нормой стала матерщина в маршрутках, электричках, супермаркетах и даже театрах. Грязно выругаться при женщинах, детях стало для мужиков не постыдным делом. Мужественность перестала иметь синонимом «благородство». Кроме того, наш народ перестал стесняться и других проявлений животных инстинктов – алчности, хитрости, кровожадности.

Нас можно сравнить с человеком, который относительно стадии опьянения постепенно теряет всякий стыд. Вполне интеллигентный человек после изрядных возлияний может потерять человеческий образ, начав, например, мочиться на виду у прохожих. Но можно быть опьяненным и без алкоголя, что, видимо, и происходит с нашим народом. Вот что об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в своем «Слове против упивающихся и о Воскресении», сказанном во святую неделю Пасхи: «А что бывает опьянение без вина, послушай пророка, который говорит: горе, пиянии без вина (Иса. XXVIII, 1). Как можно упиваться без вина? <...> А что можно упиваться и иначе, не одним вином, послушай, что говорит Павел: не упивайтеся вином, выражая, что можно упиваться и иначе, не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Ефес. V, 18). Удивительным образом в кратких словах выразил он все осуждение пьянству. Что значит: не упивайтеся вином, в немже есть блуд? Блудными называем мы тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, не рассуждая, кому что нужно дать и когда дать, но без разбора – и одежды, и золото, и серебро, и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников. Таково пьянство: овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, оно заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности. Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает. Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, оно хуже умопомешательства.

А еще интересна этимология слова «стыд». В Этимологическом словаре Макса Фасмера сербохорватский вариант слова «стыд» – стид, а его однокоренной брат стидак дословно «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать». Более того, ученые выяснили, что значения «стесняться, стыдиться» и «стынуть» являются родственными. А Историко-этимологический словарь современного русского языка под редакцией П.И. Черных говорит, что первоначальное значение слова – «то, что заставляет сжиматься, цепенеть, коченеть». Значит, скоро окоченеем от сраму?

Источник: Блог диакона Святослава Шевченко

..............