Сегодня глава Переходного национального совета Ливии Мустафа Джалиль заявил, что теперь основой законодательства в стране станут законы шариата. Соответственно, будет разрешено многоженство, будет запрещен банковский процент. Ливийцев также ждут прочие прелести демократического средневековья. Последние 40 лет Ливия была светским государством. Стоит признать, что у России очень сомнительные союзники по борьбе с международным терроризмом.
Заигрывания Запада с исламистами дают закономерный результат. Запад по-прежнему поручает им делать свою грязную работу, полагая, что зло не опасно. Террористические акты 11 сентября 2001 года Запад ничему не научили. Исламский фундаментализм, как и коммунизм и фашизм в свое время, претендует на глобальное господство. Фактически исламисты являются основной угрозой цивилизованному капиталистическому миру в XXI веке. Однако американские генералы по-прежнему готовятся к прошедшей холодной войне, пугая Владимира Путина ливийским сценарием. И, как всегда, можно лишь надеяться, что для своей новой атаки исламисты выберут Запад, а не Россию.
Пока в развитии ситуации для нас нет ничего страшного, плюсов для России явно больше, чем минусов. Военная премия в цене на нефть и следующих за ней экспортных ценах на газ уже перекрыла возможные потери по нереализованным контрактам. Бывший ливийский диктатор мертв, однако военно-политическая ситуация становится все более острой. Западные страны скоро начнут делить ливийский нефтяной пирог. Деньги и нефть плохо делятся, и вероятно, что каждая из западных держав поставит на своего лидера, плюс исламисты и прочие романтики ножа и топора. А значит, с высокой вероятностью Ливию ждет гражданская война, а значит, будут проблемы с нефтяными поставками, сохранится премия в цене на нефть. Именно с Ливией международные эксперты связывают премию Brent к WTI.
#{image=567471}Учитывая специфику налогообложения в России, от высоких цен на нефть прежде всего выигрывает бюджет, а в контексте выборов – Владимир Путин и «Единая Россия». Забавно, что своей войной Запад реально помог своему главному оппоненту в России. Однако нефтяникам тоже кое-что перепадает. Особенно учитывая то, что дорогая нефть сейчас на фоне более дешевого рубля, соответственно, нефтяники дополнительно выигрывают как экспортеры. Более высокие прибыли – более высокие дивиденды акционерам по итогам текущего года. Именно на потенциальную дивидендную доходность все больше обращают внимание участники фондового рынка. Пока Ливия для нас лишь телевизионная картинка чужой войны, с которой мы стрижем нефтяные купоны. Я надеюсь, так останется и в будущем.
Специально для газеты ВЗГЛЯД