Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:
Убили Каддафи без суда и следствия. Мерзко и подло. Какой бы ни был Каддафи, но вся история напоминает бандитскую разборку. Позор.
Каддафи допустил единственный просчет. Поверил Западу и отказался от разработки ядерного оружия. Кто бы его тронул с бомбой. (Источник)
Михаил МАРГЕЛОВ, глава комитета по международным делам Совета Федерации:
Сегодня проблема Ливии – это не проблема жизни или смерти Каддафи. Это проблема консолидации пестрого ливийского общества и усиления вооруженных сил, поскольку партизанская война против Переходного национального совета (ПНС) возможна там и без участия полковника. А НАТО бесконечно бомбить не будет.
#{image=567421}Понятно, что стороны конфликта в высшей степени ожесточены. И тем не менее ПНС придется сесть за стол переговоров с племенами, либералами, эмиграцией, представителями королевской династии и даже с уцелевшими каддафистами. Западу не следует спешить навязывать Ливии демократические нормы Совета Европы. (Источник)
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР:
Это умнейший человек, африканский Карл Маркс, ливийский Гарибальди, и у него было огромное количество денег. Зная судьбу Саддама Хусейна и других лидеров арабских стран, маловероятно, чтобы Каддафи допустил свое пленение, ранение или гибель. Наверняка он давно уже находится в безопасном месте. Африка – огромный континент, там у него хорошие связи со всеми арабскими лидерами. И он не мог совершить такую опрометчивую ошибку, чтобы стать жертвой преследования, пленения и убийства.
Более прекрасной жизни, чем при Каддафи, у Ливии не было и больше никогда уже не будет. Речь не только о дешевом бензине. Это и бесплатное электричество в домах, и бесплатные квартиры для части населения, и огромные дотации на их оплату, это бесплатное образование, возможность использования самых современных средств информации, огромное количество оргтехники, свободный выезд по всему миру. Это самый высокий уровень жизни не только в Африке, но и по сравнению со многими странами Европы. Наконец, огромное теоретическое наследие в виде Зеленой книги, оставленное для жителей всей планеты Земля, особенно для тех стран, которые относят себя к странам третьего мира.
Даже если предположить, что Каддафи вдруг умрет, то миллионы ливийцев всегда будут с благодарностью вспоминать годы его правления. Впереди у Ливии самые мрачные времена. Гражданская война, междоусобица. И тот, кто жаждал устранения Каддафи, тем более его гибели, еще будет плакать, сожалея об его уходе из ливийской политической жизни.
Каддафи оставил в качестве наследства всему человечеству не социализм сталинского типа или капитализм западноевропейского формата. Он предложил третий путь. Его Зеленая книга, зеленая революция – это как раз та модель, которая может быть взята в качестве примера.
По нашему ощущению, Каддафи жив и свое последнее слово не сказал. (Источник)
Борис МЕЖУЕВ, шеф-редактор издания «Русский Журнал»:
Когда сам Каддафи к власти приходил, он не убивал королевскую семью и не расправлялся с ней. В данном случае мы видим пример того, как действует демократия. И поскольку Каддафи – все-таки очень популярный человек среди тех племен, которые его поддерживают, я очень сомневаюсь, что на этом можно поставить точку. На мой взгляд, это как раз скорее только начало тех будущих событий, которые произойдут и в Ливии, и в регионе в целом. (Источник)
Андрей АШКЕРОВ, философ, социолог, политолог:
Не Каддафи умер, а Америка неумолимо склонилась к закату. Кого бы ни назначили на роль нового Каддафи, это будет даже не фарс, а пантомима в сельском клубе. (Источник)
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, телеведущий, главный редактор журнала «Однако»:
Фотография, которую разместили в Интернете в качестве свидетельства его смерти, должен отметить, странная. Мне кажется, что если бы действительно Каддафи убили, то фото должно быть несколько иного качества, иного разрешения и иной степени убедительности. А одна-единственная фотография, сделанная на мыльницу, вызывает очень серьезные сомнения в том, что он действительно убит.
При этом я уверен, что вся эта история с противостоянием кончится. Но не ПНС победил Каддафи, не они его по большому счету убили. Если это и произошло, то случайно. На самом деле, с военно-технической точки зрения это, конечно, позор. Мы помним югославскую войну, когда весь мир напал на маленькую Югославию. А по сравнению с Югославией Ливия – просто карлик. И то «товарищам» тогда понадобилось очень много времени для этой атаки. (Источник)
Дмитрий РОГОЗИН, представитель России при НАТО, спецпредставитель президента РФ:
По CNN Маккейн назвал убийство Каддафи «великим днем». Хотел бы спросить этого доброго дедулю, сколько вообще нужно убить «тиранов» и «злодеев» по всему миру, чтобы Маккейн назвал весь год «великим». (Источник)
Алексей ФИЛАТОВ, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:
Гибель ливийского лидера и трагедию его семьи можно сравнить с расправой над российским царем Николем II и его семьей. Тот же панический страх перед Личностью, то же тайное всемирное ложе за спиной оппозиционных палачей, та же ожидаемая гражданская война и разруха. И сегодняшняя обстановка в Ливии, верившей в Каддафи долгие десятилетия, потребует от ограниченного контингента НАТО неограниченного по времени присутствия в стране. По крайней мере не меньше, чем в Афганистане и Ираке. (Источник)
Герман СТЕРЛИГОВ, бизнесмен:
#{image=567440}Каддафи был предложен шанс. Он им не воспользовался – струсил. И потому погиб.
Планы Муаммара Каддафи по выходу из зоны доллара в золотой динар и введению последнего в качества основной валюты объединенных штатов Африки хорошо известны. Понятно, почему он не устраивал ФРС США. Непонятно другое: почему в самый решительный момент его не хватило на то, чтобы поднять знамя сопротивления долларовой мафии и возглавить движение против финансового терроризма Уолл-стрит. До арестов его счетов и начала агрессии он выступал на тему выхода из доллара везде, где только можно. Незадолго до начала конфликта он как рот себе зашил на эту тему.
Более того, все предложения (в том числе от меня) о практической реализации планов по введению золотых расчетов и получению тем самым той международной поддержки, частью которой сегодня пользуется движение «Захватим Уолл-стрит», наткнулись на стену испуга и как бы непонимания того, что это единственный шанс выжить – идти до конца.
Умные аналитики дадут много умных объяснений этому феномену. Я же думаю, что Каддафи просто струсил. Как у безбожника у него не хватило духу идти за правду до конца, противопоставив себя всем финансовым элитам мира, потеряв при этом все электронные и бумажные накопления своей семьи. Накопления частично сохранились. А сам погиб. Струсил – и погиб. Ведь Бог любит смелых.
Пусть это станет уроком для следующих жертв мировой долларовой пирамиды. У следующего каддафи будет только один способ превратиться из жертвы в победителя: пойти в атаку, обрушить доллар и евро через введение межгосударственных золотых расчетов и победить, полностью обновив мировые элиты с полным изменением всего миропорядка. Этого героя нового мирового устройства уже сегодня ждет все цивилизованное человечество. Смотрите, не перепутайте с собакой-антихристом. (Источник)
Борис ЯКЕМЕНКО, историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»:
Как только началась интервенция США, он сказал, что погибнет на родной земле на свою Родину. И погиб. Погиб в бою. На родной земле и в родном городе.
Мертвый он будет еще страшнее для США
Подлинное значение его личности еще будет оценено. Мертвый он будет еще страшнее для США и главного американского «голубя мира». Потому что теперь он универсальный символ сопротивления американской экспансии, символ жесткости и непримиримости, пример любви к своей стране и своему народу. Убить его, живого, было можно, а вот как его, мертвого, не предавшего никого, вытравить теперь из памяти его соотечественников и всех здравомыслящих людей, не желающих соглашаться с американской экспансией по всему миру? Теперь все окончательно поймут, что если Госдепартамент вдруг потребовал всего лишь «соблюдать права и свободы», то готовься к войне и гибели. Своей и Родины. Как говорят на востоке, «когда султан требует чалму, то обычно ее приносят вместе с головой». (Источник)
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель:
Никогда не верь мировому сообществу, если в твоей стране есть нефть — или хотя бы что-то есть.
Никогда не верь странам, которые были твоими друзьями — страны всегда меняются.
Никогда не верь правителям, которые были твоими друзьями — правители никогда не меняются.
Никогда не верь своему народу, если считаешь его глупым стадом, которое достаточно кормить, поить и вести к высшей цели. Стадо всегда ненавидит пастуха. Сделай так, чтобы твои мечты и цели стали их мечтами и целями, чтобы стадо стало народом. Только народ не предаст — но только если ты не предашь его.
Никогда не делай ставку только на земляков, как бы комфортно и удобно это ни было. Помни, что ничто не разрушает народ так быстро и легко, как деление его на «своих» и «чужих».
Никогда не верь восторженным крикам молодежи. Тот, кто вчера целовал твой портрет и обещал умереть за тебя, завтра выпустит пулю в твое лицо. Молодость склонна свергать своих кумиров.
#{image=567471}Никогда не верь одобрительным речам стариков. Те, кто вчера тряс бородами и автоматами, останутся в своих домах, когда тебя придут убивать. Старость куда больше молодости хочет жить.
Никогда не превращайся в живой памятник если хочешь остаться и живым, и памятником. У каждого правителя есть время, чтобы вести за собой и время, чтобы уйти с дороги.
Никогда не думай, что рядом с тобой нет крыс. Но сколько их будет — зависит лишь от того, насколько прогнила твоя власть.
Никогда не думай, что смерть — это конец всего. Для каждого солнце гаснет в одиночку. (Источник)
Рамзан КАДЫРОВ, глава Чеченской республики:
Я встречался с Каддафи в Бенгази. Он говорил, что Россия великая страна, в которой живут миллионы мусульман, страна, которая создает все условия для гармонизации межрелигиозных отношений и долг мусульман быть достойными гражданами своего государства. (Источник)