Эпоха Джобса была эпохой, когда задачи требовали создания вещей. Закономерный итог производственной революции, т. е. индустриального общества в его наивысшей фазе, в фазе перехода в постиндустриальное общество, предполагал, что, когда возникают новые задачи, для них надо создать новые вещи.
#{image=563041}Apple смог научиться создавать максимально универсальные вещи для максимально специфических задач. Дело не в том, что iPhone – хороший телефон, а в том, что iPhone создает возможности для вас как для пользователя найти задачи, которых вы раньше для себя не представляли. Например, геопозиционирование или перевод: поскольку телефон присутствует в «облаке» все время, когда он включен в сеть, то для вас становится естественным обращение к «облачным» системам перевода, о чем вы не могли и подумать раньше.
Джобс создал понимание того, что такое дополненная реальность, он создал концепцию микропрограмм, которые объясняют вам, что, оказывается, существует такая проблема, а вот вам способ ее решить. Т. е. это действительно такой финальный вывод индустриальной революции, которая начиналась с того, что мерчендайзеры ходили и объясняли, что стиральный порошок лучше, чем мыло, а закончилась тем, что людям рассказывали, что у них есть потребности, о которых они даже не знают, но мы знаем, как их выполнять. Вот это – гений Джобса, а не то, что у Apple красивые кнопочки или изящный логотип, или выдающаяся коммуникационная стратегия.
Кроме того, важно, что в последние годы повышенное внимание Джобс уделял не дизайну, не маркетингу, а идее «облака», т. е. идее «облачных» вычислений, «облачных» сервисов, и, по сути дела, последним его творением является ни в коем случае не iPhone, потому что это было просто идеологическое развитие того, что делалось, а именно iTunes и iCloud. Это – свидетельство того, что начинается другая эпоха – эпоха создания новой инфраструктуры, философски основанной на сетевом принципе, на принципе абсолютной независимости от авторов.
Мы не до конца понимаем вклада таких людей, как Джобс, в наше будущее. На минувшей неделе в Москве был футуролог Питер Шварц, на уровне попсы известный тем, что придумал мир Майнорити Репорт, который все больше нас окружает. Шварц читал лекцию, и одна из вещей, которую он предположил, состояла в том, что мы движемся от общества, в котором есть сети, к обществу, которое управляется сетями. И эта конверсия начнется не с изменения базовых институтов, например образования, а начнется с крайних институтов, таких, например, как корпорации – у них есть конкретный экономический резон быть сетевыми. И только лет через десять процесс дойдет до образования, здравоохранения и т. д.
Один из вкладов Джобса состоит в том, что в мире индустриальной философии он сумел доказать, что такие структуры существуют.
Источник: Russia.ru