Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевРеформа военного образования
Тезисы выступления статс-секретаря – заместителя министра обороны Н. А. Панкова на заседании пресс-клуба военных обозревателей
Подготовка офицеров
Сегодня подготовку офицеров осуществляют 64 военных вуза, в том числе: 15 военных академий, четыре военных университета, 45 высших военных училищ и военных институтов. Глубокий анализ показывает, что сеть вузов нуждается в дальнейшей оптимизации.
Так, характерной отличительной чертой некоторых военных вузов является маленькая емкость переменного состава. В 30 военно-учебных заведениях обучается от 400 до 1 тыс. человек.
Как следствие, 25–30% учебного времени уходит на наряды, караулы, хозяйственные работы. В этих вузах маломощные кафедральные коллективы, насчитывающие 8–10 человек. Все это не позволяет организовать нормальную учебную, методическую и научную работу.
С другой стороны, военные вузы стали избыточно фондоёмкими – на содержание и ремонт объектов учебно-материальной базы ежегодно расходуется до 46% от общего объема средств, выделяемых на военное образование. В абсолютных цифрах это составляет до 14–15 млрд рублей. Учитывая, что загруженность фондов вузов составляет не более 60–70%, то почти треть этой суммы, то есть около 5 млрд рублей, уходит «на ветер».
Широкое распространение получило дублирование подготовки офицеров по родственным военным специальностям в военно-учебных заведениях различной подчиненности. Это не только увеличивает стоимость обучения, но и приводит к различным подходам к подготовке однотипных специалистов.
Принципы реформы
С учетом этого, а также в связи с системными изменениями Вооруженных сил, приведением численности офицерского состава в соответствие с потребностями военной организации государства нами подготовлены и президентом Российской Федерации 21 июля 2008 года одобрены предложения по формированию перспективной сети военно-учебных заведений.
Таким образом, были сформированы принципы реформирования системы военного образования:
– укрупнение вузов, создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей;
– межвидовое и межродовое объединение военно-учебных заведений;
– интеграция военного образования и военной науки, сохранение научных школ, диссертационных советов, профессорско-преподавательского состава;
– учет принципа региональности при сохранении военно-учебных заведений;
– максимальное использование существующих инфраструктуры и материально-технической базы военно-учебных заведений и их дальнейшее развитие;
– реинвестирование в военное образование средств, полученных от реализации избыточных фондов военно-учебных заведений;
– безусловное выполнение договорных обязательств по подготовке иностранных военнослужащих, специалистов для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и другие.
С учетом этих подходов к 2013 году Минобороны России будет иметь 10 системообразующих вузов, в том числе: три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет.
Первым шагом в формировании новой сети вузов стало распоряжение правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р. Все существующие военные училища и институты на первом этапе сохраняются, но присоединяются к системообразующим вузам в качестве обособленных структурных подразделений без изменения пунктов дислокации.
В соответствии с распоряжением в системе военного образования формируются военные учебно-научные центры. Центры создаются на базе военных академий и объединяют образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней, а также иные учреждения и организации, в том числе и научные.
Реорганизация вузов
Распоряжением правительства предусмотрена также реорганизация восьми военных академий и университетов путем присоединения к ним ряда военно-учебных заведений:
– к Военной академии РВСН (город Москва) присоединяются Ростовский и Серпуховской военные институты ракетных войск;
– в Военно-космическую академию (город Санкт-Петербург) войдут Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск и Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники;
– Военная академия связи (город Санкт-Петербург) объединит Кемеровское, Новочерскасское и Рязанское высшие военные командные училища связи, Ставропольский военный институт связи ракетных войск и Краснодарское высшее военное училище;
– к Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск (город Кострома) присоединяются Нижегородское и Тюменское высшие военно-инженерные командные училища и Саратовский военный институт биологической и химической безопасности;
– в Военную академию тыла и транспорта (город Санкт-Петербург) войдут Военно-транспортный университет Железнодорожных войск и военных сообщений, Военный инженерно-технический университет, Вольское высшее военное училище тыла, Ульяновское высшее военно-техническое училище, Военно-ветеринарный институт и Тольяттинский военный технический институт;
– Военно-медицинская академия (город Санкт-Петербург) объединит Военный институт физической культуры, Самарский, Саратовский и Томский военно-медицинские институты;
– к Военному авиационному инженерному университету (город Воронеж) присоединяются Иркутское и Ставропольское высшие военные авиационные инженерные училища и Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники;
– в состав Военного университета (город Москва) войдут Военная финансово-экономическая академия и Пансион воспитанниц Минобороны России.
Таким образом, сеть вузов будет включать: три военных учебно-научных центра, 11 военных академий и два военных университета.
Полномочия военно-учебных заведений
В конце декабря 2008 года в правительство Российской Федерации внесен проект нового Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
В соответствии с положением военно-учебные заведения дополнительно могут осуществлять:
– подготовку государственных гражданских служащих и гражданского персонала Вооруженных сил;
– допризывную подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов;
– подготовку сержантов-контрактников по программам среднего профессионального образования;
– подготовку граждан из числа членов семей военнослужащих по программам высшего и среднего профессионального образования;
– переподготовку по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых с военной службы.
Стипендии
В 2008 году впервые учреждены стипендии министра обороны Российской Федерации:
20 стипендий для докторантов и адъюнктов в размере 3000 тыс. рублей, 200 стипендий для слушателей и курсантов по 1500 рублей.
Ученые степени
Подготовка офицеров в настоящее время осуществляется по гражданским и военным госстандартам, предусматривающим присвоение выпускникам квалификации «дипломированный специалист».
Говоря об уровневой системе образования и федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, обучение лейтенантов планируется осуществлять по программам специалитета.
Переход на обучение по новым госстандартам планируется с 2010–2011 учебного года.
Стратегический план
В 2010 году завершается реализация федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации. Дальнейшая работа будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. Он утвержден на специальной комиссии Министерства обороны 3 декабря прошлого года.
Планом определен комплекс основных мероприятий, который включает:
– совершенствование системы профессионального отбора;
– оптимизацию сети военно-учебных заведений;
– совершенствование учебно-материальной базы вузов;
– повышение научно-педагогического потенциала военной школы;
– достижение соответствия уровня военно-профессиональной подготовки выпускников вузов современным требованиям;
– совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования;
– оказание адресной поддержки лучшим вузам, слушателям и курсантам, докторантам и адъюнктам, преподавателям и ученым.