Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевЧП на 540-й секунде
"Протон-М" с российским спутником связи сгорел после старта
Для расследования аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая при запуске в пятницу отклонилась от расчетной орбиты и не смогла вывести в космос самый мощный отечественный спутник связи, создана специальная комиссия. Официальной информации о случившемся немного. По данным источников в космической отрасли, ракета-носитель со спутником сгорела над Тихим океаном.
«Совсем точных данных нет»
Вероятнее всего, ядовитый гептил в результате взрыва сгорел вместе с разгонным блоком
Госкомиссия начала исследовать причины аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р», но так и не смогла этого сделать, сообщила в пятницу пресс-секретарь главы Роскосмоса Ирина Зубарева.
«В настоящее время представители госкомиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причины возникновения нештатной ситуации», – сказала пресс-секретарь, ее слова приводит ИТАР-ТАСС.
По словам источника в ракетно-космической отрасли, обломки «Протона» вместе с выводимым спутником сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.
«Совсем точных данных – над каким районом сгорели в атмосфере фрагменты «Протона» – пока нет. Приблизительно над Тихим океаном», – отметил он.
По некоторым данным, основная часть ракеты и спутника могла сгореть, но отдельные мелкие обломки все же имели возможность долететь до земли. Нештатная ситуация произошла примерно на высоте 161 км из-за отклонения «Протона-М» от траектории полета, «ошибки по углу и крену», отметил источник.
Позднее глава Роскосмоса Олег Остапенко подтвердил информацию о том, что ракета со спутником сгорели в плотных слоях атмосферы, а также назвал наиболее вероятную причину ЧП. По его словам, к нештатной ситуации, скорее всего, привело падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени ракеты-носителя.
«Точную причину сейчас трудно назвать, будем изучать телеметрию. По предварительной информации, было падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени ракеты-носителя», – пояснил Остапенко.
По его словам, сейчас «идет предварительный анализ на космодроме Байконур, затем материалы будут переданы для дальнейшей работы в Москву».
Остапенко также сообщил, что комиссию, возможно, возглавит первый заместитель гендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк.
«Решение будет позже. Я уже определил его кандидатуру», – добавил Остапенко.
При этом, по предварительной информации, никакие обломки ракеты «Протон-М», разгонного блока «Бриз-М» и спутника связи «Экспресс-АМ4Р» до Земли все же не долетели.
Ранее в качестве вероятных районов падения космических аппаратов назывался не только Тихий океан, но и Алтайский край. Точно известно лишь то, что произошло это не на территории Казахстана, откуда производился запуск. Никаких данных о жертвах и разрушениях в связи с падением ракеты при этом не было.
Ранее еще один источник в Роскосмосе допускал, что ракета-носитель и спутник связи все еще может находиться на нерасчетной орбите.
Третья ступень
- Источник: Обломки «Протона» вместе со спутником сгорели над Тихим океаном
- Источник: Ядовитые вещества при аварии «Протона» сгорели в атмосфере
- Источник: «Протон» мог упасть на Алтае или в Тихом океане
- Спутники ГЛОНАСС коллективно выдали сигнал «нездоров»
- Ракета-носитель «Протон» с тремя спутниками ГЛОНАСС упала практически сразу после взлета
Ракета-носитель «Протон-М» с самым мощным и высокотехнологичным на сегодня российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р» была запущена с Байконура в расчетное время – 1.42 по московскому времени, сообщает РИА «Новости».
Поначалу представители Роскосмоса говорили о том, что нештатная ситуация произошла в рамках работы первой или второй ступени ракеты-носителя, потом появилась информация, что между второй и третьей.
По последним данным, которые подтверждают в Российском космическом агентстве и Центре имени Хруничева, ЧП произошло во время работы третьей ступени ракеты.
ЧП на 540-й секунде говорит о том, что третья ступень ракеты недоработала порядка 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».
Между тем высказывается предположение, что ядовитый гептил, содержащийся в ракетном топливе «Протона», скорее всего, сгорел в верхних слоях атмосферы и не угрожает экологии.
«Роскосмос уже официально подтвердил озвученную ранее информацию о том, что авария произошла во время работы третьей ступени «Протона», когда ракета находилась в верхних слоях атмосферы. Вероятнее всего, ядовитый гептил в результате взрыва сгорел вместе с разгонным блоком и самым мощным российским спутником связи», – сообщил РИА «Новости» источник в космической отрасли.
В связи с происшествием уже объявлено, что будущие старты ракет-носителей «Протон» с Байконура отложены до выяснения причин произошедшего. Ближайший из запусков должен был состояться 15 июля этого года.
Свое отношение к происходящему высказывают и жители других стран и даже континентов. Так, официальный представитель Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки ( НОРАД) капитан Руфь Кастро сообщила ИТАР-ТАСС о том, что неудачный запуск «Протона» не представляет угрозы для США или Канады.
Она отметила, что в НОРАД знают о случившемся: «НОРАД обычно следит за запусками различных ракет по всему миру», – пояснила представитель командования.
«В связи с нынешней аварией «мы не обнаружили ничего, что может представлять угрозу для Северной Америки», – подчеркнула Кастро, добавив, что больше ей нечего сказать.
Кстати, вице-президент Ингосстраха Илья Соломатин сообщил, что ракета «Протон-М» со спутником «Экспресс» были застрахованы на 7,8 млрд рублей.
«Застрахованы были и запуск, и эксплуатация», - уточнил он и добавил, что также Ингосстрах готов нести ответственность и перед третьими лицами (в случае наличия пострадавших от падения спутника) - максимальный лимит по этому пункту составляет 6 млрд рублей.
Перестраховщиками выступили ведущие западные компании, отметил он.
Аппараты и аварии
Космический аппарат «Экспресс-АМ4Р» был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП «Космическая связь» в рамках Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы.
«Экспресс-АМ4Р» являлся третьим космическим аппаратом серии «Экспресс», запущенным в 2014 году. «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» 16 марта этого года успешно вывел на орбиту спутники «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ».
«Протон-М» – это ракета-носитель тяжелого класса, первый запуск которой состоялся в 2001 году. Она является модернизированным вариантом ракеты-носителя «Протон-К» с улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
На модернизированном носителе установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса. Применение в составе ракеты-носителя «Протон-М» разгонного блока «Бриз-М» позволяет увеличить массу полезной нагрузки.
Последняя авария с «Протоном» произошла 2 июля 2013 года, когда через минуту после старта ракеты-носителя с тремя российскими навигационными спутниками «Глонасс-М» они упали.
Эта авария подтолкнула реорганизацию ракетно-космической отрасли России. Сменилось руководство Роскосмоса, была зарегистрирована Объединенная ракетно-космическая корпорация. Производство разбившейся ракеты-носителя «Протон-М» и трех спутников «Глонасс-М», а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей.
Случаются в российском сегменте космических исследований и другие аварии.
Так, 15 апреля целая группа космических аппаратов системы ГЛОНАСС некоторое время подавала условный сигнал «нездоров». По одним данным, виноваты были «переход на новый контур управления» и «особенности настройки бортового программного обеспечения спутников», по другим – традиционный человеческий фактор.
Предыдущий сбой произошел 11 апреля. Тогда сообщалось, что правильно работают 22 спутника из 24. Поэтому система не могла обеспечить навигационным сигналом всю поверхность планеты.
2 апреля система также выходила из строя и оставалась в таком положении более 10 часов. Ошибка возникла одновременно практически на всех аппаратах. Тогда проблему объясняли человеческим фактором – программной закладкой на борт аппаратов неверных данных.