Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариев«Тариф по-прежнему носит льготный характер»
Глава Минтранса рассказал о результатах работы системы «Платон»
Благодаря системе «Платон» в федеральный бюджет уже поступило около 20 млрд рублей, эти средства пошли на поддержку дорожных фондов, сообщил министр транспорта Максим Соколов. Он подробно рассказал об предварительных итогах работы системы взимания платы с грузовиков и о ситуации с тарифами «Платона».
За счет системы «Платон» собрано уже больше 20 млрд рублей в федеральный бюджет; оттуда деньги идут в Федеральный дорожный фонд, откуда средства могут быть направлены и на поддержку региональных проектов и дорог, и даже муниципальных. Об этом сообщил глава Минтранса Максим Соколов в ходе «часа с министром», прошедшего в среду в Общественной палате.
Расходные обязательства тоже есть - порядка 40 млрд. Средств пока недостаточно, тариф не изменился и по-прежнему носит льготный характер
Напомним, система «Платон», обеспечивающая взимание платы с большегрузов массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам, действует с 15 ноября 2015 года.
Как сообщал в сентябре прошлого года Росавтодор, с начала 2016-го на средства, полученные через систему взимания платы, по «Платону» было отремонтировано более 1 тыс. километров автодорог, 28 мостов и три путепровода в 40 регионах России. За счет будущих сборов обеспечено софинансирование строительства и реконструкции 31 моста в 19 регионах.
«Расходные обязательства тоже есть – порядка 40 млрд. Средств пока недостаточно, тариф не изменился и по-прежнему носит льготный характер», – цитирует главу Минтранса официальный сайт ОП.
По словам Соколова, в Минтрансе планируют направлять средства, собранные системой «Платону», на реализацию проектов государственно-частного партнерства. Но, как отметил министр, при нынешнем тарифе средств на поддержку таких проектов недостаточно.
Когда подорожает километр
Изначально предполагалось, что тариф в 1,53 рубля за 1 км пути, установленный на время внедрения системы, будет повышен с 1 марта прошлого года до 3,06 рубля, однако позднее было решено отсрочить индексацию.
В начале ноября прошлого года Минтранс опубликовал проект постановления, в соответствии с которым с 1 февраля 2017 года тариф будет увеличен до 2,61 рубля, а с 1 июня нынешнего года – до 3,06 рубля.
Тогда же Минэкономразвития не поддержало проект постановления правительства, предложенного Минтрансом. 28 января вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что повышение тарифа системы «Платон» ожидается весной и будет ниже уровня, который ранее предлагал Минтранс.
- Путин: Решение по тарифам системы «Платон» должно быть взвешенным
- Минтранс опроверг публикацию в СМИ о планах ввести сбор с авто массой от 3,5 т
- Минтранс: «Платон» не оказал существенного влияния на цены
- Росавтодор: На средства с «Платона» в 2016 году отремонтировано более 1 тыс. км дорог
- Протесты против «Платона» выглядят странно – система уже приносит пользу
Ранее Максим Соколов заявлял, что правительство поручило Минтрансу проработать возможность однократного повышения тарифа. Он добавил, что Минтранс согласует свое решение с другими ведомствами и направит в правительство окончательные предложения по повышению тарифа. Первый замминистра транспорта Евгений Дитрих заявлял, что тариф в системе «Платон» не будет повышен с 1 февраля, как предполагалось в соответствующем проекте постановления.
Исходя из слов Максима Соколова, с 1 февраля 2017 года сохраняется льготный тариф в размере 1,53 рубля за километр. А с 15 апреля размер платы составит 3,06 рубля за километр.
Переключение на другие транспортные артерии
Министр транспорта подчеркнул: он рассчитывает, «что уже в рамках текущего года мы вернемся к тем параметрам тарифа, который будет обеспечивать не только наполнение дорожных фондов субъектов РФ за счет поддержки и через субсидирование из федерального дорожного фонда». Самое главное, добавил Соколов, такой тариф «создаст условия для сбалансированного движения грузопотока по транспортным артериям нашей страны».
Министр пояснил, что балансировка подразумевает перемещение основного грузопотока, «особенно в летний период времени», с федеральных трасс на «другие наши транспортные артерии» – «внутренние водные пути, железные дороги».
«Берем это на контроль»
Активисты Общероссийского народного фронта и ОП намерены взять под контроль эффективность расходования регионами средств, получаемых по системе «Платон». Об этом заявил секретарь ОП, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов после завершения «часа с министром».
«Очень много говорилось о «Платоне» и поступающих средствах в дорожные фонды. Мы берем это с активистами ОНФ на контроль, те регионы, куда поступают средства (по «Платону»), будем контролировать целевое использование, чтобы они шли на ремонт дорог, мостов», – цитирует Бречалова ТАСС.
Добавим, что 8 декабря прошлого года президент Владимир Путин в ходе заседания Совета по правам человека подчеркнул, что решение по тарифам «Платона» по взиманию платы с большегрузов должно быть взвешенным, и пообещал обратить внимание правительства на этот вопрос.
«Проблема известна, и я полностью на вашей стороне»
Тогда профессор кафедры конституционного и административного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский обратил внимание главы государства на то, что повышение тарифа «Платона» отразится на деятельности малого бизнеса.
«Минтранс вроде собирается повысить тариф покилометровой оплаты по федеральным трассам, но и этот-то тариф платят с трудом, часть дальнобойщиков не платят его. То есть этот даже тариф трудно тянуть, – подчеркнул профессор Шаблинский. – Вы говорили пару лет назад в послании Федеральному собранию, что повышать налоги не будут, фактически это налог на малый бизнес. Пока речь идет о том, чтобы не повышать тот тариф, что есть. Решение еще не принято, но от вас может зависеть что-то», – сказал Шаблинский.
«Проблема известна, и я полностью на вашей стороне в том смысле, что мы должны поддержать малый бизнес. У правительства свои резоны были, когда они вводили эту систему», – сказал в свою очередь Путин.
Президент напомнил, что такие системы работают во многих странах мира. «Проблема должна быть решена таким образом, чтобы не разрушать те хозяйства, даже маленькие предприятия, которые работают и кормят свои семьи. Решения должны быть сбалансированы, я обращу на это еще раз внимание правительства», – сказал Путин.
На цене не скажется
#{intervieweco}Как поясняют эксперты, предполагается, что возврат к установленному ранее тарифу будет осуществлен позже, но в один этап. При принятии такого решения ответственные органы власти будут руководствоваться мнением перевозчиков – так бизнесменам, работающим в сфере дальних перевозок, будет проще планировать свои бюджеты.
Речь, отметим, идет не о двойном повышении тарифа, а лишь об отмене льготной ставки. Такой шаг навстречу перевозчикам со стороны властей был необходимой мерой для адаптации перевозчиков к новым требованиям законодательства. Это также позволило бы снизить уровень спекуляций со стороны товаропроизводителей, которые утверждали, что введение системы «Платон» скажется на цене перевозимых товаров.
Однако, как ранее неоднократно отмечалось, транспортная составляющая для большинства перевозимых товаров не превышает 4–7%. При этом оплата в рамках системы «Платон» даже при ранее установленном тарифе 3,06 рубля не превышает десятой части от общих транспортных расходов перевозчика. Если же товары дорогостоящие, то эта составляющая еще ниже, не более долей процента, или несколько копеек при пересчете на цену товара. Например, при перевозке молока из Уфы в Москву (чуть менее 1200 километров) и при цене пакета молока в 70 рублей доля расходов на оплату по «Платону» составит 14 копеек.
Выйти из «серой зоны»
По оценкам экспертов, принятое правительством решение о тарифах на 2017 год уменьшит нагрузку на бизнес, если сравнить с возможными следствиями предлагавшегося раньше двухэтапного повышения тарифа.
Как поясняют в Минтрансе, варианты отмены льготного тарифа многократно обсуждались с перевозчиками и грузоотправителями, с представителями ассоциаций на различных площадках и, в частности, на заседаниях рабочей группы по мониторингу системы «Платон». В частности, заинтересованные бизнесмены были проинформированы о том, что в нынешнем году запланировано отменить льготный тариф. Участники этих совещаний, в свою очередь, говорили о необходимости усилить контроль за нарушителями – с тем чтобы грузоперевозчики одинаково соблюдали закон и не увиливали от уплаты.
По официальным данным, регистрацию в государственной системе «Платон» прошли более 270 тыс. грузоперевозчиков, в общем парке которых находится 800 тыс. большегрузных автомобилей. При этом, по оценкам экспертов, 20% грузоперевозок остаются в «серой зоне» – очевидно, что те перевозчики, которые не регистрируются в «Платоне», таким образом нарушают российское законодательство.
По данным ГИБДД, вынесено более 12 тыс. штрафов и еще 15 тыс. нарушителей выявил и привлек к ответственности Ространснадзор.
Для борьбы с «уклонистами» при Ространснадзоре открыт Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Центр получит некоторые полномочия от ГИБДД в части фиксации правонарушений. Ожидается, что поправки в законодательство, регулирующие работу ЦАФАП, будет приняты в ближайшее время.
В рамках контроля
Государство планирует развивать систему контроля выполнения требований «Платона». В апреле нынешнего года в нескольких регионах с самой широкой сетью федеральных дорог будут работать 300 рамок контроля, а к середине июля их количество будет увеличено до 481.
Напомним, с середины ноября прошлого года работают 194 стационарные рамки в регионах с самой высокой интенсивностью движения 12-тонников, а годом раньше начали работать 100 автомобилей контроля, ежедневно курсирующих по всем федеральным дорогам России.
Еще одна задача системы «Платон» – получить точные данные о реальном количестве двенадцатитонников (по приблизительным оценкам Минтранса, реально работающих большегрузов на федеральных трассах, включая иностранные автомобили, насчитывается около 1 млн).
Проблема в том, что в базе данных ГИБДД зарегистрированы в том числе давно списанные, но не снятые с учета автомобили, а также грузовой транспорт, в принципе не попадающий на федеральные трассы: например, сельхозтехника и карьерные самосвалы. Следует также учесть, что автомобили Минобороны и некоторых других ведомств освобождены от платы в счет возмещения вреда дорогам.