Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевУкраина готовится отдать «национальное достояние» иностранцам
Существенные доходы, которые Украина получает от транзита газа, могут быть потеряны, и вовсе не по вине России. Сама же Украина готовит реформу управления своей газотранспортной системой, в результате которой контролировать ее будут иностранцы – скорее всего, европейские компании. Впрочем, России это только выгодно.
Газотранспортная система Украины (ГТС) может быть реформирована до конца 2016 года, заявила РИА «Новости» глава подкомитета по стратегии и инвестициям профильного комитета по энергетике Верховной рады Наталья Кацер-Бучковская по итогам визита на энергетическую конференцию IHS CERAWeek в США.
Для Украины это означает одно: вместо дохода в 2 млрд долларов за транзит российского газа она, скорее всего, станет получать не более 500 млн долларов
«Нам еще предстоит большая работа. Программу необходимо доработать и принять ряд законопроектов. Сейчас мы прорабатываем юридическую базу. Когда эта работа будет закончена, мне сложно сказать. Но я надеюсь, что до конца 2016 года», – рассказала Кацер-Бучковская.
По ее словам, скорее всего, после этого будут объявлены тендеры на привлечение новых операторов. «Естественно, мы нуждаемся в инвестициях, мы хотим создать условия как в европейских странах, чтобы был конкурентный рынок для всех, включая РФ», – рассказала депутат.
На реформе Нафтогаза изначально настаивают западные партнеры Украины. В их числе и МВФ, и Еврокомиссия, а также европейские кредиторы, которые дают стране деньги на покупку реверсного газа.
В октябре 2015 года Украина одобрила план реформирования корпоративного сектора Нафтогаза. В итоге ЕБРР и Всемирный банк пообещали кредиты на покупку газа в зимний период – 300 и 500 млн долларов соответственно. Кредиторы четко увязали выделение денег с реформой Нафтогаза, но украинские власти с ней не спешили. В итоге кредиты тоже зависли в воздухе. В конце ноября Нафтогаз жаловался, что не может закупить газ в Европе на кредитные 300 млн долларов от ЕБРР из-за задержки реформы управления Нафтогаза.
В итоге, конечно, ЕБРР все же выдал деньги, но Европа в очередной раз усвоила урок, что доверять словам украинских политиков себе дороже, и теперь уже с начала весны стала требовать от Нафтогаза реформирования. Главное, что интересует ЕС в этой реформе, – это выделение функции транзита газа в отдельную компанию. Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Шефчович потребовал выделить функцию транзита до июня 2016 года.
- Правительство Украины отрезало пути спасения своей ГТС
- Азербайджанский газопровод выдает европейское лицемерие
- России запретили инвестировать в украинскую ГТС
- Порошенко проговорился об истинных причинах отказа от российского газа
- России запретили инвестировать в украинскую ГТС
Зачем это надо Европе? Чтобы Нафтогаз потерял контроль над транзитом и его получили иностранные компании, лучше всего, конечно, европейские. Если транзит газа через Украину попадет в руки американцев, то США могут сделать все для того, чтобы российский газ стал для европейцев более дорогим. Ведь именно американский СПГ, который сейчас по цене проигрывает российскому газу, претендует на главную роль на европейском рынке.
Главная цель реформирования Нафтогаза в том, чтобы отобрать у Украины единственный постоянный источник дохода от транзита газа и лишить ее возможности на равных разговаривать с Брюсселем. Сейчас, когда Украина отвечает за транзит российского газа в Европу, Киев может даже угрожать Брюсселю, что и делал уже не раз. Но передав функцию транзита в руки европейцев, Киев потеряет средство для шантажа.
Как считает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук, Евросоюз активно поддерживает Киев, выступая за то, чтобы сохранить транзит российского газа через украинскую трубу. Но в обмен на эту поддержку европейцы намерены получить контроль над украинским транзитом.
В этот план хорошо вписывается история с альтернативными трубопроводами: «Северный поток – 2» Германия и европейские участники проекта поддерживают, тогда как «Южному потоку» закрыли доступ к реализации. Оба проекта являются альтернативами украинской трубе.
Для Украины же это означает одно: вместо дохода в 2 млрд долларов за транзит российского газа она, скорее всего, станет получать не более 500 млн долларов, которые будут полностью уходить на ремонт и поддержание ГТС в рабочем состоянии, считает Корольчук.
По итогам 2014 года за транзит 63 млрд кубометров газа Нафтогаз заработал 2 млрд долларов. Однако после выделения транзита в отдельную компанию и получения европейским партнером контроля над украинской ГТС Нафтогазу придется поделиться заработком в лучшем случае поровну. А после того как будет открыт «Северный поток – 2», объем транзита газа через Украину сократится еще ровно вдвое, как и общие доходы.
«Германия предлагает Украине, мы, мол, убедим Россию, чтобы она сохранила транзит в каком-то объеме. Я так понимаю, что речь идет о 30–40 млрд кубометров. Хотят закрепить этот объем как обязательный. Относительно внесения в контракт принципа «качай или плати» пока разногласия», – рассказывает Корольчук.
При этом, по его словам, Европа хочет взять в свои руки контроль над украинской ГТС, но она не собирается инвестировать десятки миллиардов долларов в модернизацию построенной еще в советское время трубы.
«Самое смешное, что магистральные газопроводы остаются в собственности Украины, и западный партнер никаких обязанностей брать на себя не будет», – говорит Корольчук. Ежегодно на ремонт магистральных газопроводов и поддержание ГТС в рабочем состоянии Нафтогаз тратит 300–500 млн долларов. «Это небольшие деньги, но учитывая, что доходы от транзита придется поделить и транзит упадет, Украине совсем ничего может не остаться», – резюмирует эксперт.
В свое время, еще до Майдана, Украина отказалась от российского предложения приобрести украинскую ГТС с обязательством вложить в ее модернизацию огромные деньги. Потом Киев отказался и от участия консорциума РФ, ЕС и Украины во владении украинским «достоянием». Послемайданные власти пошли дальше и готовы за кредиты распродать свое энергетическое хозяйство, лишившись и своего рычага давления на ЕС, и постоянных доходов за транзит газа.
С точки зрения России, возможно, будет лучше и выгодней, если ответственность за украинский транзит российского газа будет переложена с Украины на Европу. Газпрому от этого будет спокойней. По крайней мере, европейцы газовые контракты выполняют.