Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
23 марта 2016, 20:01 • Экономика

Американский СПГ для Европы оказался газом второго сорта

Американский СПГ для Европы оказался газом второго сорта
@ Yuriko Nakao/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Америка наконец открыла Европу – по крайней мере, с точки зрения поставок газа. Аналитики заявляют, что первый танкер с американским сжиженным природным газом (СПГ) является только началом потока, который позволит потеснить позиции Газпрома в Европе. Правда, на самом деле США привезли европейцам совсем другой газ, нежели поставляет Россия.

Швейцарская нефтехимическая компания Ineos в среду должна получить первый танкер сланцевого газа из США, пишет WSJ. Ineos заключила с американскими добытчиками Range Resources и Consol Energy 15-летнее соглашение на поставку этана. К 2020 году швейцарцы намерены получать до восьми поставок из США в месяц.

Это другой сегмент рынка с кратно меньшими объемами, поэтому прямой конкуренции с российским газом не будет

«Мы знаем, что сланцевый газ возродил производство в США, а теперь у Европы впервые тоже будет доступ к этому важному источнику энергии и сырья», – заявил Джим Рэтклифф, основатель и председатель совета директоров Ineos.

Европа не раз говорила, что хочет воспользоваться результатами сланцевого бума в США, чтобы снизить зависимость от российского газа. Газпром обеспечивает примерно треть поставок в Европу.

Еще летом 2014 года Барак Обама обещал обеспечить всю Европу американским сжиженным природным газом, обсуждал этот вопрос даже с властями Польши. Сенаторы и другие американские политики повторяли посыл и в 2015 году. Однако воз и ныне там.  

Текущие поставки американского СПГ сложно назвать выполненным обещанием. Важный момент: швейцарцы начали покупать в США не метан, а этан, который считается худшим из углеводородов и используется только в химической промышленности, например, для производства пластика. Газпром же поставляет в ЕС в основном метан, который обладает более широким набором полезных свойств. Метан, в частности, подходит для электростанций и генерации тепла.

Поэтому говорить об альтернативе российскому газу пока рано. Швейцарцы будут обеспечивать американским этаном свои нефтехимические заводы и НПЗ в Европе и завод по производству этилена компаний Royal Dutch Shell и Exxon Mobil в Шотландии. Американский рынок перенасыщен этаном, поэтому европейский рынок и является желанным для американцев. До сих пор этан экспортировался из США только по трубопроводам. Но 9 марта танкер с этаном отплыл от терминала Marcus Hook неподалеку от Филадельфии в направлении Европы. Сырьевая база для поставок в Европу – месторождение Marcellus Shale на западе штата Пенсильвания.

Впрочем, западные эксперты считают, что сам факт транспортировки сланцевого газа из США в Европу в любом случае позволит ЕС добиваться снижения цены на российский газ. Об этом говорит WSJ Карен Сунд, партнер норвежской консалтинговой компании Sund Energy.

Появлением американского конкурента в Европе Газпром пугают уже давно. Буквально недавно СМИ писали о том, что в феврале этого года Литва получит первую партию СПГ из США от американской компании Сheniere Energy, что договор о поставках подписан чуть ли не весной 2015 года. Однако никакого газа из Северной Америки Литва так и не получила, и никаких подтверждений реальности контракта с американцами так и нет. Проект фактически провалился. Он изначально вызывал большие сомнения, так как поставки американского СПГ в Европу попросту невыгодны.

Во-первых, сама компания Сheniere Energy перекредитована, у нее большая долговая нагрузка, поэтому ей нужна большая маржа на операциях, чтобы выходить из сложного положения, указывает Сергей Агибалов из Института энергетики и финансов.

Во-вторых, американским поставщикам сложно конкурировать на европейском рынке СПГ из-за расходов на транспортировку. «Конкурировать на рынках с трубопроводным газом им очень сложно. Это возможно более-менее при высоких ценах на газ, но явно не при низких», – добавляет он.

Эксперт подсчитывал, что даже при низкой цене газа на американском Henry Hub всего в 2 доллара/МБте (72 доллара за тысячу кубометров) Газпром легко выигрывает у конкурента в цене. С приемлемой премией в 3 доллара/МБте и доставкой конечная цена на американский СПГ для Литвы могла бы быть на уровне 225 долларов за тысячу кубометров. Газпрому же никакого труда не составило бы предложить цену лучше, учитывая, что уже в четвертом квартале 2015 года цена для Германии была ниже 200 долларов за тысячу кубометров.

«Литва потом пересмотрела условия с норвежцами и сказала, что американский газ им не подошел по качеству, но это явно отговорка. Возможно, что это было такое информационное сопровождение переговоров с Газпромом, которые велись в этот период», – не исключает Агибалов.

«Шумиха вокруг единичного контракта раздута, к переделу европейского рынка СПГ, а тем более трубопроводного газа, она не приведет», – уверен Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». «СПГ традиционно не рассматривается как конкурент трубопроводному газу. Хотя, разумеется, с ростом цены на трубопроводный газ растут поставки СПГ. Но в целом конъюнктура рынка такова, что доля СПГ в Европе падает. Если в 2010 году она составляла 30%, то сейчас около 18%», – говорит Ващенко.

Итак, первая поставка американского СПГ в Европу все же состоялась, но покупателем стала вовсе не Литва, да и сам СПГ оказался этаном, который используют совсем для других целей, нежели российский метан.

«У нас это попутный газ, применение которого ограничивается нефтехимией. Это другой сегмент рынка с кратно меньшими объемами, поэтому прямой конкуренции с российским газом не будет», – говорит Агибалов. «Вот когда СПГ будет не только в виде этана, но и в виде метана поставляться, тогда может быть оказано определенное давление. Но, опять же, если дело дойдет до ценовой войны, то у поставщиков трубопроводного газа больше ресурсов для снижения своего ценового предложения. Поэтому перспективы американского СПГ на европейском рынке ограничены», – добавляет эксперт.

Мировой экспортный рынок ациклических углеводородов, куда входит и этан, оценивается в 3–4 млрд долларов. Это довольно узкий рынок. Причем Газпром на этом рынке также крупнейший экспортер. Он поставил таких углеводородов на 1 млрд долларов, в основном в Северную Европу – Финляндию, Швецию и Нидерланды (конечным потребителем могут быть не голландцы).

Учитывая рост нефтехимической отрасли, вряд ли США серьезно подвинут Газпром и в этом сегменте рынка. Места на растущем рынке хватит всем.

..............