Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевРаспродажа украинских черноземов только усилит в стране коррупцию
К хору украинских политиков, выступающих за продажу государственных сельхозземель, присоединился и премьер страны Арсений Яценюк. В целом идея логичная, потому что крестьяне бывшей УССР и так де-факто порой используют эту землю, только на нелегальной основе. Однако есть большие сомнения в том, что распродажа получится справедливой.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк предложил заняться распродажей миллиона гектаров украинской земли, находящейся в госсобственности. Распродажу национального достояния – украинского чернозема – украинский премьер-министр увязал с модной в стране борьбой с коррупцией.
Ни одна сотка земли не достанется ни простым украинцам, ни даже мелким или средним фермерам
«Считаю, что необходимо продать на открытом прозрачном аукционе миллион гектаров именно государственной земли, которая находится в теневом и коррумпированном обороте», – заявил Яценюк. Никаких подробностей о том, что это будут за госземли и когда начнется их продажа, он не добавил.
Ранее шла речь и о приватизации земель сельхозназначения, которую собирались разрешить с 1 января 2016 года. Однако в ноябре 2015 года Верховная рада отложила этот вопрос еще на один год. В декабре президент Украины продлил мораторий на продажу до 2017 года.
Какие же земли теперь собирается продавать Яценюк? Сегодня в госрезервах Украины значится 3,2 млн гектаров земель в собственности Украины, говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Это преимущественно земли академий наук, исследовательских институтов, еще сохранившихся колхозов и т.п. «Собственно, это последний земельный ресурс, который еще остался в госсобственности. И именно его планирует продать Яценюк. Точнее, продать его нельзя, а можно только передать в аренду на 49 лет», – полагает украинское издание Depo.Деньги. «В основном это засушливая земля. Так земля хорошая, но надо восстановить систему орошения. Это миллионы, миллиарды, которые надо вложить», – говорит украинский экономист.
Государство этими землями не занимается и заниматься явно не планирует. Денег в бюджете на это нет, а то, что Украина занимает у МВФ (который по факту не кредитует страну уже с сентября 2015 года), не идет в реальный сектор экономики. На кредитные деньги фонда власти решают текущие вопросы для выживания в целом разрушенной страны – средства направляются на пополнение золотовалютных резервов, на оплату долгов самого МВФ, на покупку газа (если фонд разрешит). С помощью нехитрых манипуляций украинского Минфина и центробанка эти деньги периодически идут на поддержку гривны и в целом финансовой системы. Учитывая размах коррупции, деньги фонда легко могут уплывать мимо государства, оседать в частных руках, а также тратиться на поддержку АТО.
- Украина жалуется, что свобода торговли с ЕС оказалась фикцией
- МВФ требует от Украины уничтожить собственное сельхозпроизводство
- Украинские фермеры скоро перестанут существовать
- Посевная кампания на Украине оказалась под угрозой срыва
- Надежды Украины на торговлю с Евросоюзом провалились
Охрименко в целом поддерживает идею продажи заброшенных госземель, при условии ее правильной реализации. С одной стороны, механизм биржевой продажи должен обезопасить распродажу земли за бесценок и убрать коррупционный характер, а бюджет страны – получить реальный доход. «Биржа нужна для того, чтобы собственник продал дорого, чтобы цена была рыночная», – говорит Охрименко.
Аренда одного гектара земли оценивается Госгеокадастром Украины в 2,5 тыс. гривен (примерно 90 долларов). Если сдавать в аренду на 30 лет, то стоимость составит примерно 2,7 тыс. долларов за один гектар. Получается, что за сдачу в аренду на 30 лет 1 млн гектаров бюджет Украины мог бы выручить 2,7 млрд долларов, если на 49 лет – то 4,4 млрд долларов. Для сравнения: 3 млрд долларов Украина должна России в рамках еврооблигаций, выкупленных Москвой в декабре 2013 года.
С другой стороны, необходимость платить реальную рыночную цену за землю отсеет «пустых» инвесторов, которые не готовы вкладывать средства в орошение и возделывание. «Раздавать землю – это абсурд. Если человеку ее бесплатно отдать, то у него и отношение будет такое», – считает Охрименко.
Реализация на практике
Остается вопрос лишь в том, как на практике будет реализована такая распродажа.
Основа для борьбы с коррупцией при использовании госземель была положена еще в прошлом году, когда Госслужба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра подсчитала, что страна ежегодно теряет 2–3 млрд гривен из-за несанкционированного использования земель. В украинском Минрегионе тогда сразу возмутились, что недопустимо, чтобы в «тени» находились миллионы гектаров земли.
Украинский премьер также возмущался, что значительная часть земельных ресурсов страны неинвентаризована и используется для теневого обогащения.
По сути, это означает, что украинские фермеры инвестируют в эту заброшенную землю, обрабатывают и засеивают ее самовольно и без всякой отчетности. Так, сообщалось, что в Черкасской области в нескольких селах были обнаружены фермерские хозяйства, которые используют госземли без оформления договоров аренды на нее и без уплаты налогов в бюджет. Теперь Яценюк решил распродать эти земли, раз все равно государство на них не может заработать.
Однако если Украина сейчас не способна упорядочить теневое использование госземель, справится ли она с распродажей земли? Не превратится ли идея продажи на аукционе по рыночной цене в бесконтрольную скупку земли за бесценок «нужными» людьми?
#{ussr}Ряд экспертов на Украине боятся, что ничего общего с борьбой с коррупцией эта распродажа черноземов иметь не будет. Наоборот, коррупционный фактор неизбежен при проведении самих этих аукционов. Они достанутся украинским олигархам либо западным крупным холдингам.
Во всеукраинской политической партии «Наш край» уверены, что ни одна сотка земли, которую пытается продать Яценюк, не достанется ни простым украинцам, ни даже мелким или средним фермерам, а само заявление украинского премьера является призывом к олигархам и транснациональным корпорациям.
«Анонсирование продажи земли – попытка Яценюка таким образом спастись от отставки. Но такие действия премьера приведут к распродаже земли крупными латифундистами и транснациональными корпорациям. А вооруженный конфликт, разрушенная экономика и пустой бюджет станут причиной того, что земля будет скуплена за бесценок», – заявили в партии телеканалу «112».
Велика вероятность, что на ушедших с молотка землях, находящихся в привлекательных районах, могут появиться жилые или офисные здания, не исключает «Depo.Деньги».
«Сейчас все окружение Яценюка начнет рассказывать, как сельхозакадемия наук непродуктивно использует свои земли где-то в Хмельницкой или Волынской областях. Причем именно это окружение будет стыдливо молчать о нескольких тысячах гектаров возле Киева, которые могут превратиться в десятки тысяч квадратных метров жилья. Также окружение будет молчать о земле вокруг областных центров. И самое главное – окружение будет молчать, что в прошлом году оно начало понемногу заниматься сельским хозяйством», – считает «Depo.Деньги».
К примеру, украинскую интегрированную агропромышленную компанию «Креатив» купил закадычный друг Андрея Иванчука (депутат Верховной рады от «Народного фронта») Артур Гранц, отмечает издание. Компания «Креатив» является одним из крупнейших в Восточной Европе производителей растительного масла и шрота. Гранц – это загадочная фигура. По данным украинских СМИ, это белорусский предприниматель с гражданством Австрии. Украинские СМИ причисляют его к кругу бизнес-знакомых Иванчука и самого Арсения Яценюка. В одном из изданий пишут, что Гранц известен в узких кругах возможностью открывать любую дверь в стране (на Украине) ногами.
#{smallinfographicleft=759315}Гранц также является одним из учредителей компании «БФ Групп» вместе с еще одним украинским миллионером с австрийским паспортом Леонидом Юрушевым (его также связывают дружеские отношения с Иванчуком и Яценюком).
Яценюк может действовать не только в интересах местного бизнеса, но также в интересах западных экономических институтов. Скупка Западом сельскохозяйственных земель является традиционным способом обворовывания политически и экономически более слабой страны. На первом этапе внешние кредиторы подсаживают страну на кредитную иглу. Когда задолженность достигает огромных размеров и превосходит объемы валютных поступлений, в виде спасителя появляется МВФ. Однако за услуги по «спасению» от долговой ямы фонд требует жесткой экономии, сокращения госсектора, дотаций, социальных расходов, даже пенсий. Плюс фонд требует распродажи активов. После этого наступает следующий этап грабежа – распродажа сельхозземель. Об этой схеме не раз писали американский экономист, профессор экономики Миссурийского университета в Канзас-Сити, президент Института изучения долговременных экономических тенденций (ISLET) Майкл Хадсон, а также автор нашумевшей книги «История экономического убийцы», экономист Джон Перкинс.
Экономисты объясняют, что Запад скупает сельскохозяйственные земли и проталкивает в странах третьего мира политику отказа от продовольственного самообеспечения и представляет одну-две сельскохозяйственные культуры ради экспортных поступлений. Цель – сделать население более слабой страны зависимой от импорта продовольствия с Запада. В украинской партии «Наш край» также уверены, что основной целью покупки украинской земли международными корпорациями является устранение конкурента на мировом рынке.
В «Depo.Деньги» согласны, что ничего страшного в передаче госземель новым арендаторам не было бы, если бы у Яценюка был хоть какой-то разумный план по продаже этой земли и по тому, как далее на этих землях будут создаваться рабочие места.
Пока нет четких и прозрачных правил продажи земли государству – украинская земля должна оставаться неприкасаемой, согласны в «Нашем крае». Там считают, что государство могло бы предпринять меры для того, чтобы украинские черноземы достались украинским фермерам, готовым зарабатывать на этой земле и поддерживать продовольственную безопасность государства. Для этого необходимо возобновить работу государственного земельного банка. «Долгие кредиты с низкими процентными ставками позволят украинским фермерам приобретать землю», – говорят в партии.