Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
15 февраля 2016, 20:12 • Экономика

Грузия грозит оставить Абхазию без света из-за российских военных баз

Грузия грозит оставить Абхазию без света из-за российских военных баз
@ Александр Попов/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Один из ближайших союзников России на Кавказе – Абхазия – может уже в ближайшее время остаться без электричества. Виной тому природные факторы, но Грузия, от которой в значительной мере зависит решение проблемы, прямо увязывает свои дальнейшие действия с судьбой находящихся в Абхазии российских военных баз.

Абхазия может остаться без электричества уже через две недели. С таким предупреждением на прошлой неделе выступил министр энергетики Грузии Каха Каладзе. По его словам, Тбилиси передал Абхазии, что в уровень воды в водохранилище Ингурской ГЭС может снизиться до критического. «Работаем вместе, чтобы как-то решить эту проблему», – заявил Каладзе.

Что нам, обеспечивать российских военных и их семьи светом отсюда? Извините, но так уже продолжаться больше не может

Начальник пресс-службы РУП Черноморэнерго Алхас Гагулия подтвердил газете ВЗГЛЯД критичность ситуации. «Это абсолютно реальная угроза (полного отключения к концу февраля – прим. ВЗГЛЯД), потому что уровень воды падает, а мы зависим только от Ингурской ТЭС».

Он поясняет, что когда уровень воды в водохранилище достигает 420 метров над уровнем моря, то Ингурская ГЭС не может функционировать. Два дня назад, по его словам, уровень воды составил уже 430 метров, то есть остался запас всего 10 метров для работы ГЭС. «И надо учитывать, что чем ниже уровень, тем быстрее вода уходит, потому что само водохранилище имеет конусообразную форму», – добавляет Гагулия.

Такая ситуация сложилась из-за исключительных погодных условий. «Несколько зим, начиная с 2013 года, были малоснежными, а в прошлом году летом вообще была засуха в Западной Грузии, уровень воды на Ингурской ГЭС прошлым летом упал на 17 метров. Такого уже лет 40 не было», – рассказывает Гагулия.

Вторая причина – в росте потребления электричества в Абхазии. По словам Гагулии, в последние годы оно росло на 3–4% в год, а в 2015 году возросло аж на 9,7%. В итоге за пять лет потребление в кавказской республике выросло на треть, до 1,8 млрд киловатт в час.

Добавляет проблем также плачевное состояние абхазской энергосистемы. По словам Гагулии, сетевая инфраструктура изношена на 95%.

Все это привело к тому, что с 25 января (и до апреля) в Абхазии пришлось ввести веерные отключения электроэнергии. Во всех регионах Абхазии электричество отключается на два часа днем и на два часа ночью. «То, о чем сказал министр энергетики Грузии, созвучно тому, о чем мы говорили мы все это время», – говорит Гагулия.

Решение проблемы

Сгладить ситуацию могло бы более раннее начало паводка. Учитывая довольно снежную зиму, надежда на это есть. «По оптимистическим прогнозам, паводок может начаться в начале марта. Если погодные условия будут плохие, то паводок начинается в середине апреля. Будем надеяться, что в этом году раньше начнется паводок», – заявил на днях технический директор ГЭС Гия Хубуа.

Однако возрос риск, что Абхазия еще до начала паводка может на какое-то время остаться полностью без электричества. Именно поэтому сейчас идут трехсторонние переговоры Москвы, Тбилиси и Сухуми, которые призваны разрешить критическую ситуацию. На самом деле проблема остановки Ингурской ТЭС касается не только Абхазии, но и самой Грузии.

Дело в том, что Ингурская ГЭС находится в совместном пользовании Грузии и Абхазии, так как плотина находится на грузинской стороне, а генерация – на абхазской. Ранее стороны договорились, что 40% электричества с Ингурской ГЭС потребляет Абхазия, а 60% – Грузия. Правда, Тбилиси периодически обвиняет Сухуми в том, что они чуть ли не все 100% электричества забирают. Об этом на днях заявил президент Академии энергетики Грузии Реваз Арвеладзе.

«Абхазия категорически не выполняет договоренности по распределению, которые словесно были достигнуты между властями Грузии и де-факто властью Абхазии, согласно которому 40% выработанной электроэнергии должна была забирать Абхазия, и 60% – остальная Грузия, и забирает 100% выработанной ИнгуриГЭС зимой электроэнергии, что, конечно же, наносит нам ущерб, и центральная власть Грузии обязана импортировать электроэнергию, тогда как ее долю, 60%, забирает оккупированный регион», – возмущается Арвеладзе.

В Абхазии это опровергают. В Черноморэнерго газете ВЗГЛЯД сказали, что в среднем по году Абхазия забирает 46% выработанной Ингурской ГЭС электроэнергии, только зимой до 100%. Превышение есть, но все же речь не идет об отборе всей вырабатываемой на гидроэлектростанции энергии.

«Для Грузии гидрогенерация тоже играет важную роль. Игури ГЭС – это, наверно, единственный объект электроэнергетики, который выжил за 90-е годы. Те же газовые ТЭЦ практически прекратили свое существование во многом потому, что население и коммерческий сектор перешли не децентрализованное отопление. Есть объекты, которые используют уголь, но их недостаточно», – рассказывает старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев.

В то же время Абхазия находится в более сложном положении. «Грузия может увеличить объемы перетока из соседних регионов – не только из России, но также из Армении или Азербайджана. Здесь ключевым будет вопрос цены», – говорит Кондратьев.

Решить проблему обесточивания Абхазии оперативно можно лишь за счет импорта – либо напрямую из России (из Краснодарского края), либо из России через Грузию.

#{ussr}Вариант прямых перетоков электроэнергии из России с технической и экономической точки зрения не такой простой. Абхазию с Россией связывает 220-киловольтная линия от Бзыби до подстанции Адлер, а также еще одна 110-киловольтная линия электропередач. Однако не совсем понятно, в каком техническом состоянии находятся линии.

«Я не уверен, что конфигурация сети Абхазии позволяет серьезно увеличить переток электроэнергии из России. Исторически Абхазия входила в грузинскую энергосистему. Кроме того, до недавнего времени Сочинский район был энергодефицитным, сейчас, после сочинской Олимпиады, ситуация лучше. Но непонятно, сколько Краснодарский край может отдать Абхазии в случае необходимости», – говорит старший эксперт фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев.

Есть еще и экономическая проблема. «Мы очень надеется на перетоки из России. Россия – дружественная нам страна, без электроэнергии нас не оставит. Проблема в другом. У нас сегодня электроэнергия стоит 40 копеек за киловатт в час, а в России в разы больше – 3–5 рублей. Поэтому сейчас сложно соизмерить потребности и возможности нашего населения», – говорит газете ВЗГЛЯД председатель Фонда Международного делового сотрудничества (Абхазия) Вахтанг Пипия.

Видимо, поэтому решение проблемы ищут три стороны сообща. Вероятно, речь может идти о перетоках электроэнергии в Грузии с обязательством поставлять ее в Абхазию. Главный спорный вопрос, судя по всему, будет в цене российской электроэнергии и скидках для Тбилиси.

«Есть некий прогресс, который вселяет надежду на положительное разрешение ситуации. Премьер-министр Абхазии ездил в Москву недавно. Рассматривается несколько вариантов выхода из кризиса, какой будет выбран вариант, мы скажем по окончании переговоров», – говорит представитель Черноморэнерго Гагулия.

Тбилиси отказывает в свете из-за военных российских баз

Однако есть основания полагать, что договориться с Грузией все же будет не так просто. Заместитель министра энергетики Грузии Мариам Валишвили заявила, что Тбилиси не намерен осуществлять дополнительные поставки электроэнергии в Абхазию, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Грузии.

По словам Валишвили, Тбилиси давно предупреждал Абхазию о проблемах и ограничениях в связи с работой ГЭС на реке Ингури. «В Абхазии ежедневно тратят больше электроэнергии, чем в полуторамиллионном Тбилиси. Почему? Потому что там российские военные базы. Что нам, обеспечивать российских военных и их семьи светом отсюда? Извините, но так уже продолжаться больше не может. Им предстоит ограничиваться имеющимся ресурсом», – сказала Мариам Валишвили.

Стратегическое решение проблемы

Вахтанг Пипия рассказывает, что Абхазия жила с веерными отключениями электроэнергии в течение нескольких лет после войны, однако в последние 15 лет все наладилось. «Сейчас ситуация усложнилась. Наверно, будем искать рычаги воздействия на господ из Тбилиси», – говорит Пипия.

Однако в долгосрочной перспективе необходимо заняться привлечением инвестиций в альтернативные источники энергии, чтобы энергетическая безопасность Абхазии не зависела исключительно от одной ГЭС, работа которой завязана на сотрудничество с Грузией. Во-первых, по словам Пипии, необходимо обеспечить поставки газа, в том числе для возобновления работы газовых ТЭЦ. Во-вторых, необходимо развивать сеть гидроэлектростанций. В советские годы в Абхазии был каскад из нескольких гидростанций, однако во время во время военных действий три каскадных ГЭС были затоплены, и до сих пор их никто не восстановил.

..............