Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

0 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

2 комментария
19 августа 2015, 18:05 • Экономика

Украинская экономика никак не может нащупать дно

Украинская экономика никак не может нащупать дно
@ Михаил Воскресенский/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

Киев радуется отмечаемому статистикой замедлению падения промышленного производства – и это действительно может быть признаком того, что украинская экономика наконец достигла дна. Однако летняя статистика – крайне слабое доказательство, и есть масса других признаков того, что страну ждут еще худшие времена.

Госслужба статистики Украины нашла позитивные признаки в промышленности. Она отрапортовала, что в июле промпроизводство в стране замедлилось и снизилось только на 13,4% по сравнению с июлем 2014 года. В июне этого года производство падало на 18,1% (против июня 2014 г.), в мае – на 20,7%, в апреле – на 21,7%.

В июне выросло производство овощей на 27%, Но это нормально, это лето. А вот производство металлов упало на 20%. Поэтому посмотрим, что будет осенью

Глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева еще в конце апреля уверяла, что украинская экономика достигла дна, и уже со второго квартала она ждет постепенного восстановления экономической активности, «в первую очередь позитивного вклада чистого экспорта и использования производственных мощностей».

В Кабинете министров недавно озвучили крайне оптимистичный прогноз на этот год. В правительстве полагают, что ВВП страны к концу года упадет лишь на 8,9% против 15,9% в первом полугодии 2015 года. То есть там также ждут восстановления экономики во втором полугодии. 

Однако украинские власти явно поторопились. Даже сейчас говорить о достижении дна преждевременно.

Замедление промпроизводства легко объясняется, во-первых, низкой базой сравнения прошлого года, когда украинская экономика как раз начала свое стремительное падение. А во-вторых, сезонным фактором.

«Здесь могла повлиять именно летняя методика учета. Сейчас вроде бы замедление, а в сентябре падение может ускориться. Раньше тоже такое было, что наблюдали невероятный рост в какой-то один месяц, – рассказывает гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Что у нас выросло? К примеру, в июне выросло производство овощей на 27%, выросло производство мяса птицы на 12%. Но мы же понимаем, что это нормально, это лето. А вот производство металлов упало на 20%. Лето – это не самый главный показатель. Важно, как экономика будет переживать осень и зиму».

«Если взять чистую математику, то если замедление темпов падения будет продолжаться такими темпами, как сейчас, то и тогда дна в этом году мы не достигнем. В ноль мы сможем выйти только в 2016 году. Но это только в случае отсутствия каких-либо катаклизмов», – отмечает Охрименко. Это могут быть военные действия, либо обвал цен на зерно (главный экспортный товар для Украины), наконец, еще большее падение цен на нефть и т. д.

В целом за семь месяцев падение промпроизводства на Украине составило колоссальные 19,5%, что сложно назвать восстановлением экономической активности.

Так, обвал за семь месяцев отмечается в сфере производства продуктов питания, в частности шоколада (на 30%), печенья (на 24%), соков (на 29%) и подсолнечного масла (на 22,4%).

Продолжает падать и добыча собственного газа и угля, которые так необходимы Украине. Добыча угля упала за семь месяцев более чем в два раза, или на 53,2% – до 15,5 млн тонн (в сравнении с прошлогодними показателями). Добыча газа в июле снизилась не только в сравнении с июлем прошлого года (на 6,3%), но и в сравнении с июнем текущего (на 9,7%) – до 1,6 млрд кубометров.

«Подобного падения промпроизводства не было на Украине еще с начала 90-х годов, когда в результате разрыва кооперационных связей с постсоветскими республиками Украина фактически остановила свою промышленность», – говорит украинский экономист Александр Колтунович из «Украинского выбора».

Одна из главных причин существенного падения промпроизводства на Украине – интеграционная авантюра и разрыв кооперационных связей. Подписав соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, Украина отказалась от рынков ЕЭС, от рынков сбыта своей продукции. Компенсировать же потери экспорта из ЕАЭС в ЕС ожидаемо не получилось. «Несоответствие техническим регламентам и стандартам, а также жесткое квотирование попросту закрыли европейские рынки для украинских производителей», – указывает Колтунович.

Согласно официальным данным, за первое полугодие 2015 года экспорт Украины упал на 35,4%, а импорт – почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Важно, что экспорт Украины упал не только в Россию, но и в страны ЕС более чем на треть. «Это показывает, что все разговоры о помощи Украине со стороны ЕС, о льготах для украинских товаров на рынках ЕС – обычная маниловщина. Никто не любит конкурентов, а тем более ЕС», – говорит Александр Охрименко.

#{smallinfographicleft=737371}В целом такое катастрофическое падение экспорта является еще одним важным доказательством того, что экономический кризис на Украине только нарастает. Именно экспорт дает приток валюты, обеспечивает рост экономики и рабочие места. Доля экспорта в ВВП Украины составляет более 60%. Фактически от того, как чувствует себя экспорт, зависит вся экономика страны в целом, указывает Охрименко.

Вторая причина падения промпроизводства – в провальной экономической и финансовой политике правительства Украины. «Изменения в налоговый и таможенный кодексы спровоцировали поэтапное сворачивание производств и дальнейшее закрытие предприятий. В результате страна вошла в окончательную фазу деиндустриализации и полного разрушения производственных мощностей», – говорит Колтунович.

Все это выливается в резкое сокращение ВВП страны. Ожидаемый номинальный ВВП Украины на уровне порядка 65 млрд долларов – самый низкий показатель с 2004 года. Для сравнения: ВВП Польши составляет порядка 550 млрд долларов. Впрочем, Украина не может тягаться по этому параметру даже с Румынией и Чехией, где ВВП составляет 190 и 200 млрд долларов соответственно.

Инвестиционная компания Dragon Capital уже ухудшила прогноз падения ВВП Украины на 2015 год с 8,5% до 12%. Колтунович считает, что данный прогноз еще может ухудшаться. Западные аналитики и агентства также продолжают пересматривать свои прогнозы по Украине в сторону ухудшения.

Так, МВФ последние два года только и делает, что каждый раз ухудшает свой прогноз по падению украинской экономики. Инвестиционная компания ICU пересмотрела прогноз снижения валового внутреннего продукта Украины с 7,6% до 13,1% в 2015 году. И сделала она это в конце июня, несмотря на якобы замедляющееся уже несколько месяцев падение промпроизводства в стране. Это еще одно доказательство того, что украинские власти и статистики пытаются сейчас выдать желаемое за действительное.

Экономический кризис выливается в рост инфляции и еще большее снижение реальных доходов украинцев. Как подсчитал лидер общественной инициативы «Развитие среднего класса» Павел Роднин, располагаемый доход среднестатистического украинца по итогам 2014 года составил чуть более 27 тыс. грн в год. Это все деньги, полученные за год, которые можно потратить на приобретение товаров и услуг. В соответствии с критериями ООН для европейских стран, более 85% жителей Украины находятся за чертой бедности.

«Страдают от падения в первую очередь рядовые украинцы, которых массово увольняют либо переводят на неполный рабочий день. Страдает казна, которая недополучает налоговые поступления, а из-за сокращения валютных поступлений рушится и национальная финансово-банковская система страны, – говорит экономист из «Украинского выбора». – В условиях экономического краха говорить о восстановлении страны без восстановления промышленности просто непрофессионально».