Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
3 комментарияГреция остается в еврозоне
Экстренный саммит по Греции сохранил единую еврозону
Главный итог экстренного саммита по Греции: она остается в еврозоне. Саммит закончился компромиссным соглашением с ЕС. Европа обещает больше денег, чем раньше, однако ставить точку по Греции все еще рано. Теперь слово за греческим парламентом, которому предстоит одобрить налоговые и пенсионные реформы. С проектом соглашения согласны не все депутаты, и на то есть причины.
Лидеры стран еврозоны в ходе экстренного саммита по Греции достигли соглашения о финансовой помощи греческой экономике, написал в «Твиттере» президент Евросовета Дональд Туск.
ЕС предоставит финансовую помощь в гораздо большем объеме, чем это первоначально было запланировано, – около 90 млрд долларов
«На евросаммите достигнуто единодушное соглашение. Все готово для программы помощи Греции с серьезными реформами и финансовой поддержкой», – сообщил Туск.
Ранее представитель правительства Кипра также сообщил в своем микроблоге, что, «похоже, сделка состоялась». «После 17 часов переговоров мы близки к договоренности. Европа сильна», – написал в «Твиттере» премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель.
На саммите в Брюсселе решался вопрос, выйдет Греция из еврозоны или нет. Достигнутое соглашение по новому пакету финансовой помощи означает, что Греция не покидает еврозону. Это подтвердил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. По его словам, участники переговоров довольны результатом саммита.
Деньги в обмен на реформы
Программа помощи Греции предусматривает выделение до 86 млрд евро в течение трех лет, рассказала канцлер ФРГ Ангела Меркель после саммита. По ее словам, еврозона готова облегчить долговое бремя Афин, однако речи о списании задолженности не идет. Для рекапитализации греческих банков необходимо до 25 млрд евро, передает Associated Press.
При этом общая помощь может дойти до 90 млрд евро: от ESM (Европейский механизм стабильности) – 74 млрд евро, от МВФ – 16 млрд евро. Ранее Ципрас говорил, что вклад МВФ будет минимизирован.
Лидеры ЕС не исключают, что Греции также будут выданы бридж-кредиты. Срочные потребности Афин в финансировании составляют около 7 млрд евро.
Принципиальным является, что новые кредиты Европа предоставит Греции только после выполнения ряда требований. Так, до 15 июля парламент Греции должен принять законы о реформировании НДС, реорганизации национального статистического агентства, изменениях в пенсионной системе. Только после этого, указывает Меркель, можно будет проголосовать по вопросу третьей программы помощи Греции в национальных парламентах стран зоны евро.
Еврогруппа также предложила, чтобы Греция приватизировала активы на 50 млрд евро, чтобы эти средства пошли на погашение долга. Греческая сторона была против этого, называя сумму нереальной. В итоге участники Евросаммита согласились с тем, что максимальный объем привлечения средств от приватизации не превысит 7 млрд евро.
В СМИ также появился документ, маркированный 12 июля, в котором говорится, что ЕК в течение 3–5 лет может выделить Греции 35 млрд евро для создания рабочих мест и активизации экономики, передает РИА «Новости». Указанные средства будут выделены из различных фондов ЕС. При этом «инвестиционный фонд Евросоюза также будет содержать возможности финансирования для Греции».
В качестве исключительной меры, учитывая особую ситуацию Греции, Еврокомиссия намерена увеличить размер предварительного финансирования до 1 млрд евро, «что должно дать незамедлительный толчок инвестициям, экономике, а также среднему и малому бизнесу», отмечается в документе.
«Соглашение компромиссное для всех сторон. Но благодаря решительному греческому «нет» больше уступок сделала Еврогруппа», – считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».
«Греция останется в зоне евро, что означает для населения сохранение сбережений и уровня доходов. ЕС предоставит финансовую помощь в гораздо большем объеме, чем это первоначально было запланировано, – около 90 млрд долларов, и фонды будут размещены в Греции. В обмен Греция лишь обещает провести административные и налоговые реформы, которые и так надо проводить», – говорит он. В любом случае экономика Греции быстро не выйдет из кризиса. На ее восстановление потребуется не менее трех лет, считает Ващенко.
- Парламент Греции ночью сделал решающий выбор в своем споре с ЕС
- «Ажиотажный спрос россиян» на греческие виллы оказался выдуманным
- Жертвой греческого кризиса становится и рубль
- Страны ЕС спорят о том, стоит ли сохранять Грецию в зоне евро
- Эксперты оценили перспективы евро
Хотя в данной ситуации нельзя исключать, что по завершении третьей программы помощи через три года Греция окажется ровно в той же ловушке, что и сейчас.
Пока же итоги экстренного саммита ЕС должны добавить позитива на финансовые рынки. «Единая Европа и то, что пожар не перекинется на другие страны, испытывающие долговые проблемы, сейчас главное для инвесторов», – поясняет Ващенко.
«Очевидно, что текущая программа обслуживания долга сместится с сокращения социальной сферы на неминуемое повышение налогов. Ранее греческая сторона согласилась повысить НДС, налоги на рестораны, отменить налоговые льготы для островов. Что касается озвученного возможного сокращения расходов на пенсионную систему, то, на наш взгляд, этот вопрос останется краеугольным камнем для постоянных дискуссий», – считает Сергей Козловский из Grand Capital.
Точка еще не поставлена
В любом случае по Греции пока рано ставить точку. Саммит по Греции, который прошел накануне, вряд ли является последним. «Важный итог этого не последнего саммита по Греции в том, что еврозона осталась единой, а страны-доноры показали желание вести конструктивный диалог», – резюмирует Козловский.
Среди участников еврозоны по-прежнему есть сомнения, что Афины смогут выполнить условия кредиторов в рамках третьей программы помощи: суммы огромные, а правительство на фоне политических разногласий и результатов прошедшего на минувшей неделе референдума вряд ли способно продвинуть в парламенте все требования кредиторов.
Ципрас просит возобновить предоставление ликвидности греческим банкам, которые должны открыться в понедельник после двухнедельных каникул, параллельно с началом переговоров по новой программе кредитования. Правительство не хочет начинать этот процесс без жеста доброй воли со стороны партнеров. В свою очередь европейцы требуют, чтобы греки вначале провели жесткие законы, а уже потом начнутся переговоры о предоставлении ликвидности.
С учетом настроений в греческой властной верхушке вовсе не факт, что жесткие реформы найдут единодушное одобрение и будут поддержаны парламентом. Так, министр национальной обороны Греции Панос Камменос заявил, что кредиторы хотят раздавить Грецию, а делегация на переговорах в Брюсселе не должна была выходить за пределы рамок, установленных советом политических лидеров. Превысил ли Ципрас и его коллеги по переговорам полномочия под давлением кредиторов, станет ясно после обнародования итогового варианта соглашения.
С проектом соглашения Греции с кредиторами не согласна часть депутатов от правящей партии СИРИЗА – голосовать за него будут не все парламентарии, заявил РИА «Новости» источник в партии. «Это соглашение – сдача страны кредиторам, немцам, Европейскому союзу», – сказал источник.
«То, как мы видим положение вещей, – ожидается, что будут голоса против. Меры, проведение которых требуется по соглашению, очень тяжелые», – сказал собеседник агентства.
По его словам, трудно сказать, сколько депутатов будут против, пока еще подробного обсуждения документа не было. «Официальная реакция будет позднее», – сказал источник.
Между тем на сайте «Искра» левой платформы СИРИЗА опубликована редакционная статья «Соглашение – новый меморандум разрушения страны», в которой соглашение названо унизительным для Греции и греческого народа.
«Этот обременительный новый меморандум, который восстановил и расширил опеку «тройки» (над страной) и социальное порабощение, сохраняет колониальный статус страны под немецким господством ЕС», – говорится в статье.
Авторы пишут, что во время «переговоров» тысячи пользователей Twitter во всем мире называли требования государственным переворотом, оставляя под хэштегом #thisisacoup призывы прекратить переговоры.
«Греческий народ не должен быть разочарован таким развитием. Наоборот, он должен, как на референдуме и грандиозных митингах по всей стране, упрямо держаться «нет» до конца! «Нет» в столкновении с меморандумами, неолиберализмом и бедностью в еврозоне!» – говорится в статье.
Программу помощи и реформы должны обсудить в греческом парламенте. Министр труда Греции Панос Скурлетис не исключает досрочных парламентских выборов, если правительство не наберет большинство при голосовании по соглашению. Поэтому вполне возможно, что греческий вопрос не разрешился миром, а просто опять на время отложен.
У тех, кто против очередного пакета помощи кредиторов в обмен на реформы, есть вполне объективные причины сомневаться, что на этот раз будет как-то иначе, чем было последние пять лет. По сути, это соглашение означает продолжение политики последних пяти лет. А она на практике оказалась провальной.
Греция уже пять лет жила по указке кредиторов, но это не привело к расцвету экономики. А ведь страна систематически сокращала расходы и повышала налоги, на четверть урезала численность госаппарата, сильно сократила пенсионные выплаты. Если и дальше позволить ЕК, ЕЦБ и МВФ рулить греческой экономикой, то страну ждет бесконечная экономическая депрессия без намека на свет в конце тоннеля. Такого мнения придерживается, в частности, экономист и лауреат Нобелевской премии Пол Кругман. «Коллапс Греции по большей части случился из-за того, что меры жесткой экономии вытянули из экономики все доходы», – говорил он.
Виной всему он считает европейскую валюту, которая сковала греческую экономику в «смирительную рубашку». В пример он приводит два удачных опыта применения политики строгой экономии – это Канада и Исландия. Им удалось справиться с дефицитом и не упасть в депрессию. Но ключом к такому успеху в этих странах была обширная девальвация нацвалюты, делающая экспортную продукцию более конкурентоспособной, тогда как у Греции, не имеющей своей валюты, такой опции нет, объясняет Кругман.
Переговоры по разрешению долгового кризиса в Греции шли в бельгийской столице беспрерывно с полудня 12 июля. В начале июля Афины запросили у кредиторов 53,5 млрд евро на три года. Часть суммы предполагалось использовать на рефинансирование текущей задолженности, а другую направить на инвестиции в экономику. 5 июля в Греции состоялся референдум, по итогам которого более 61% граждан высказались против мер жесткой экономии, на которых настаивали кредиторы.