Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
7 апреля 2015, 16:30 • Экономика

Российские банки смогут выйти в плюс

Российские банки смогут выйти в прибыль

Российские банки смогут выйти в плюс
@ Максим Богодвид/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

Несмотря на убытки в первом квартале, банковский сектор в этом году сможет вернуться к прибыли, уверены в Банке России. Конечно, получение банками прибыли, а не убытков еще не означает окончания кризиса. Однако это то, что дает основания властям ожидать роста российской экономики уже в следующем году. И с этим согласны не только российские, но и западные экономисты.

ЦБ РФ рассчитывает, что банковский сектор страны по итогам 2015 года покажет прибыль около 100 млрд рублей. «За два месяца 2015 года в целом по банковскому сектору имеет место убыток в размере 26 миллиардов рублей, но мы рассчитываем, что по итогам 2015 года банковский сектор все же покажет прибыль, по нашей оценке, около 100 миллиардов рублей», – заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на съезде Ассоциации российских банков.

Вслед за стабилизацией финансового сектора пойдет стабилизация и нормализация работы реального сектора экономики

Для банковского сектора это небольшая прибыль в сравнении даже с 2014 годом. В прошлом году совокупная доналоговая прибыль банков России составила 589 млрд рублей, это на 40,7% меньше, чем в 2013 году (данные ЦБ). Такое падение произошло во многом за счет создания банками резервов на возможные потери (резервы выросли на 42,4%, до 1,203 трлн рублей), объяснял регулятор. Наибольший объем дополнительного резервирования и списания плохих долгов пришелся как раз на конец прошлого года и начало текущего, поэтому банки и фиксировали рекордные убытки, объясняет Андрей Люшин из Локо-Банка.

Кроме того, если корпоративное кредитование в прошлом году росло на уровне 2013 года, то рост кредитования населения замедлился вдвое. Плюс сократились объемы депозитов на фоне девальвации рубля и снижения доходов россиян.

В этом году проседают объемы кредитования уже в обоих секторах, учитывая рост учетной ставки ЦБ в декабре до 17%. И хотя в первом квартале регулятор пошел на снижение ставки до 14%, она все еще довольно высокая. Год назад она была на уровне 8%. Все это логично приводит к сокращению прибыли в банковском секторе.

Главные риски и проблемы

Рост плохих долгов – это главный риск в банковской сфере этого года, признала Эльвира Набиуллина. «Качество ссудного портфеля банков в 2014 году ухудшалось, главным образом за счет розничного сегмента», – сказала она. На 1 марта доля просроченной задолженности составила 0,4%, на начало года она составляла 1,5%.

Однако под все эти ссуды созданы «абсолютно достаточные резервы», а качество ипотечных кредитов остается высоким, более того, оно даже чуть выросло, уверила Набиуллина. К примеру, Сбербанк создал резервы, которые в 2,3 раза превышают просроченную задолженность, отмечают в самом банке. Главная проблема банковского сектора, которая вытекает из отсутствия выгодного западного кредитования, в том, что парадигма развития за счет кредитования себя исчерпала, а новая пока не создана, указывает Артем Деев из AMarkets.

Александр Разуваев из «Альпари» считает главной проблемой российской банковской системы низкую производительность труда и раздутый штат. «По производительности труда российский финансовый сектор значительно уступает не только США, Западной Европе или Южной Корее, но и, например, Казахстану. Поэтому кризис, с моей точки зрения, это прекрасная возможность избавиться от лишнего персонала, людей. У нас до сих пор банки – это часто кормушки для различных родственников и друзей», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Повод для оптимизма

И все же умеренный позитив, отмечаемый главой ЦБ, эксперты поддерживают. Несмотря на рост плохих долгов, убытков в первом квартале и ожидаемого падения прибыли в 2015 году, в целом ситуация в банковском секторе стабильная, говорит глава ЦБ.

Стресс-тесты регулятора (в том числе по достаточности совокупного капитала) показывают, что он выдержит даже ухудшение ситуации в экономике. Под ухудшением ситуации Набиуллина подразумевает вероятность того, что цены на нефть по году будут 40 долларов за баррель. По ее словам, «у банковского сектора сохраняется существенный буфер капитала, который способен противостоять серьезным шокам и даже в случае углубления кризисных явлений». Действия правительства и ЦБ РФ позволили стабилизировать ситуацию на финансовых рынках: «курс укрепляется, он уже не волатильный, процентные ставки снижаются. Инфляция, которая била все рекорды в начале текущего года, также, мы видим, успокоилась и идет на понижение», – оценивает глава Минфина Антон Силуанов.

Стабилизация курса рубля уже стимулирует рост спроса на кредиты и вклады. Плюс ключевая ставка снижается и, скорее всего, до конца года претерпит существенные изменения, что позволит предлагать еще более выгодные условия по кредитам. Наконец, свой вклад в стабилизацию банковского сектора вложат и программы поддержки автопрома, а также субсидии по ипотечным займам. «Не исключено, что уже в этом году будет существенно облегчен доступ к мировым рынкам заемного капитала», – указывает Люшин. Если посмотреть на Сбербанк, то его чистая прибыль в первом квартале по РСБУ сократилась почти в четыре раза (в 3,8 раза): она составила 26,3 млрд рублей против 99,3 млрд рублей в 2013 году. Однако банк все же получил прибыль, а не убыток.

«Падение прибыли налицо. Однако главный финансовый институт России в неплохом плюсе. А значит, никакой угрозы системного банковского кризиса в России нет. Более того, скорее всего, один Сбер покажет по итогам года прибыль примерно в 100 млрд. Год действительно будет лучше пессимистичных ожиданий», – уверен и Александр Разуваев из «Альпари».

Что помогает банкам устоять в кризис?

#{intervieweco}Во-первых, в рамках антикризисной программы правительство выделило 1 трлн рублей на докапитализацию 27 банков. В прошлый кризис эта мера также использовалась. Однако на этот раз правительство обязало банки оказать помощь реальному сектору экономики путем его кредитования. То есть банки, получив деньги, должны их дальше по цепочке вливать в экономику, а не хранить у себя в кармане.

Также правительство требует активно использовать такие меры, как проектное финансирование, кредитование малого и среднего бизнеса, военная ипотека, поддержка несырьевого экспорта. «Эти лимиты, которые долгое время не выбирались, сейчас начали активно использоваться», – говорит Набиуллина.

Наконец, ключевая ставка постепенно снижается, и участники рынка ждут возврата на прежние уровни к концу года.

Наконец, за последние два года ЦБ избавил банковский рынок от финансово нездоровых банков путем активного механизма санации и отзыва лицензий у банков, проводящих сомнительные операции (по этой причине отозваны лицензии у 36 банков) и имеющих финансовые проблемы (у 33 банков). Регулятор намерен теперь заниматься предупреждением проблем на самой ранней стадии.

Базис для выхода из кризиса

Однако надо понимать, что получение банками прибыли, а не убытка по итогам года еще не означает окончание кризисных явлений в российской экономике. «Конец рецессии начнется со стабилизации реального сектора экономики, прежде всего строительства и машиностроения. Сигналом также послужит сокращение безработицы и инфляции. Пока до этого далеко: годовая инфляция приближается к 16%, число официально безработных превышает миллион человек», – говорит Деев.

Однако прибыль банков в 2015 году – это хороший знак. Это будет означать, что им удалось адаптироваться к ситуации, хоть и не без помощи государства, указывает Деев. Это важно, так как вслед за стабилизацией финансового сектора «пойдет стабилизация и нормализация работы реального сектора экономики», как указывает Силуанов. Основная задача – выйти в следующем году на положительные темпы роста экономики, «а без банковской системы, без финсектора сделать это невозможно», добавляет он.

Российские власти рассчитывают на рост российской экономики уже в 2016 году. Так, по прогнозу МЭР, ВВП России вырастет в 2016 году на 2,3%. В ЦБ РФ более скромны в оценках, ожидая роста экономики не более 2% в следующем году.

Тон западных прогнозов меняется

Надо сказать, что нынешнюю стабилизацию финансовых показателей, на основе которой строится оптимизм на следующий год, поддерживают не только экономисты в российском правительстве, но и западные эксперты. Ранее к такому же выводу пришли, например, опрошенные Bloomberg западные экономисты. Рейтинговое агентство Standard & Poor's также ожидает роста российской экономики в 2016 году.

В последнем обзоре S&P «Риски банковской системы» ожидается, что в 2015 году российский ВВП упадет на 2,7%, однако в 2016 году российская экономика вырастет на 1,9% при условии стоимости нефти 70 долларов за баррель. Эксперты агентства ожидают, что в 2015 году средняя цена на черное золото будет 55 долларов за баррель, чем и объясняется падение российской экономики, но в 2016 году нефть выйдет на 70 долларов за баррель.

«Тон западных прогнозов в последнее время серьезно меняется. Экономическая логика быстро берет верх над политической ангажированностью», – согласен Александр Разуваев из «Альпари». Остается вопрос, когда S&P начнет обратно повышать рейтинг России, отбросив политику.

Прогноз S&P в целом кажется Разуваеву справедливым, хотя несколько консервативным. «С нашей точки зрения, падение российской экономики в текущем году составит от 0 до 1%. Нефть достигнет 80 долларов за баррель, а курс рубля вырастет до ниже 50 долларов за рубль. Рост цен на нефть прежде всего позитивен для платежного баланса, международных резервов и бюджета», – делает более оптимистичный прогноз Разуваев.

Надо сказать, что другие рейтинговые агентства Fitch и Moody's до сих пор так и не верят в хороший исход для России. Они ждут более значительного спада в российской экономике в этом году, а на рост, считают они, Россия может рассчитывать в лучшем случае в 2017 году.

..............