Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариевСтроительство крупнейшей судоверфи получит льготы
Государство решило снова помочь реализации одного из масштабнейших и важнейших промышленных проектов – строительства крупнейшей в стране судоверфи. Дальневосточный судостроительный завод «Звезда» получит налоговые преференции, и уже через год на заводе должно быть заложено первое судно.
Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал поторопиться с созданием новой, десятой, территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Он распорядился до 1 февраля 2016 года внести документ о создании ТОР в городе Большой Камень, где находится судостроительный завод «Звезда».
Санкции и низкие цены на нефть – совсем не повод отказываться от создания на Дальнем Востоке крупнейшей гражданской судоверфи
Сейчас это военное предприятие, где ремонтируют атомные подводные лодки, однако к 2018 году «Звезда» должна стать крупнейшей гражданской верфью страны и даже превзойти знаменитый северодвинский «Севмаш», где строят суда с дедвейтом максимум 60 тыс. тонн. Именно в Большом Камне будут строить суда для реализации стратегически важного проекта – освоения арктических шельфов. Завод будет выпускать не просто огромные танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, а строить уникальный флот ледового класса. Это и атомные ледоколы, и ледостойкие платформы, и танкеры, и танкеры-газовозы, и танкеры-химовозы, и вспомогательный флот ледового класса.
Через год на заводе уже должно быть заложено первое судно, напомнил Медведев.
Стратегия
Стратегия России заключается в том, чтобы не создавать то, что уже и так хорошо делается в других странах. Китай и Южная Корея массово производят суда общего пользования, Россия же сосредоточится на специализированных судах (газовозы, буровые установки и платформы, танкеры ледового класса). Задача строящегося завода «Звезда» – обеспечить заказы от российских нефтегазовых компаний. И эта задача, поставленная задолго до развязывания экономической войны Западом, в текущих условиях выглядит еще более актуальной и важной. Учитывая санкции в нефтегазовой сфере и курс страны на импортозамещение.
Потенциальным заказчиком танкеров ледового класса, например, является «Газпром нефть», которой нужны такие суда для развития Долгинского шельфового месторождения в Печорском море. У Роснефти есть месторождение Победа в Карском море и другие арктические проекты. ЛУКОЙЛ и Роснефть также имеют месторождения в прибрежной зоне Восточной Сибири.
Суда, которые будут строить на «Звезде», могут быть использованы при добыче нефти и газа на шельфе острова Сахалин компаниями «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед». Потенциальными заказчиками верфи могут стать также «Новатэк», Совкомфлот и Приморское морское пароходство.
Заморозка шельфовых проектов
Падение цен на нефть затормозило развитие нефтегазовых проектов на арктическом шельфе. Добывать углеводороды нетрадиционным способом экономически обоснованно лишь при цене на нефть в 80–100 долларов. К таким же дорогим способам добычи относится, например, сланцевая американская нефть, производство которой по понятным причинам снижается.
Однако санкции и низкие цены на нефть – совсем не повод отказываться от создания на Дальнем Востоке крупнейшей гражданской судоверфи. «Все три очереди строительства данного проекта (завода «Звезда») должны быть исполнены, иначе этот проект вообще не «выстрелит». И если сейчас разговор идет о том, делать ли это или не делать это, то тогда нужно пересматривать саму концепцию. А это, я думаю, было бы неправильно», – заявил Дмитрий Медведев.
#{smallinfographicleft=762952}«Что касается нефтегазодобывающего флота, то сейчас арктический шельф не выглядит как наиболее удачное место для инвестиций, – согласен председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Однако и завод заработает не сейчас, а в перспективе цены на нефть могут поменяться. Поэтому с точки зрения стратегического развития завод «Звезда» имеет хорошие перспективы».
Как писала газета «Коммерсант» со ссылкой на документ Минпромторга и Роснефти, «Звезда» не рассчитывает выпускать крупнотоннажные танкеры и газовозы высокого ледового класса в ближайшее время. Завод начнет сдавать высокотехнологичные суда для перевозки нефти и газа только через 10 лет.
До 2030 года заказ судов и шельфовой техники на «Звезде» оценивается в 116 единиц. Но на первом этапе будут строить более простые суда. Так, в 2018 году планируется построить плавдок и верхнее строение морской буровой установки, на 2019 год запланирована сдача четырех судов снабжения и двух судов-складов ледокольного класса.
«Санкции и низкие цены на нефть – это временные явления, и к моменту восстановления цен на нефть российские компании должны быть во всеоружии, чтобы не оказалось, что все это время мы сидели сложа руки», – согласна Анна Кокорева из «Альпари». Более того, технологии можно продавать за рубеж. «Поэтому возобновится разработка на шельфе или нет – не важно, так как есть и другие способы окупить производство и получать прибыль», – считает эксперт.
К тому же судоверфь «Звезда» рассчитана на постройку не только буровых платформ, но и судов ледового класса. «Ввиду активно развивающихся портов на серверном побережье России – флот будет востребован», – напоминает Андриевский. Так, грузооборот в рамках Северного морского пути активно растет за счет внутренних перевозок – с 3,9 млн тонн в 2014 году до 5,1 млн в 2015-м. «Это долгосрочный процесс роста перевозок, поскольку сейчас выходят на проектную мощность крупные энергетические проекты, ориентированные на грузоперевозки по Севморпути, например проект «Ямал СПГ», – указывает Андриевский.
- У России есть свои конкурентные преимущества в судостроении
- Трутнев заявил о неудовлетворительном ходе работ по судоверфи «Звезда»
- С судостроением России помогут Корея и Китай
- ВМФ России готовится принять новейшую подводную лодку
- Гигантскую верфь начинают строить на Дальнем Востоке
Наконец, сохраняется потенциал для развития транзитных перевозок по Севморпути. «При росте цен на топливо более короткий северный маршрут будет выглядеть более предпочтительным для перевозок между Европой и странами АТР, чем маршрут через Индийский океан», – указывает экономист.
Инфраструктура и коммуникации
Во время посещения предприятия главе правительства рассказали, какие еще текущие проблемы имеются на заводе. Во-первых, «Звезде» надо вернуть людей. Сейчас на заводе ремонтом судов занимаются 4,5 тыс. человек, в то время как в советские годы здесь работали 12 тыс. «Куда делись специалисты?» – поинтересовался премьер. Губернатор Владимир Миклушевский ответил, что многие уехали работать на предприятия в соседние города.
Чтобы пригласить специалистов из других регионов, необходимо построить два–три жилых микрорайона, в которых разместятся 7,5 тыс. семей. Деньги на возведение трех домов уже предусмотрены, еще несколько домов будет построено по линии АИЖК и Фонда развития Дальнего Востока, заверил Миклушевский. Всего планируется возвести 20 домов. «Просто если мы не построим дома, то не будет людей, не будет людей – вся эта красота не состоится», – констатировал Медведев.
Еще одна задача, которая стоит перед заводом, – это модернизация сетей и другой необходимой инфраструктуры. На это по линии Минвостокразвития будет выделено более 3 млрд рублей.
Во время посещения завода «Звезда» Медведеву также рассказали о необходимости решить вопрос с подведением природного газа к территории предприятия, поскольку от этого будет зависеть в том числе и себестоимость судостроения.
На совещании премьер поручил решить все стоящие задачи – построить жилье для работников завода, провести все необходимые коммуникации, построить инфраструктуру, обеспечить поставку электроэнергии и газоснабжение города, а также самого дальневосточного центра судостроения. Через год на заводе уже должно быть заложено первое судно, указал Медведев.
Заказы и инвесторы
Только Роснефть собирается заказать до 2030 года до 75 единиц судов и морской техники. При этом компания увеличивает заказ. Однако глава Роснефти Игорь Сечин высказал недовольство тем, что другие не спешат формировать заказ для «Звезды». «Обращаемся с просьбой, чтобы и другие компании, которые участвуют в работе на шельфе, также приняли участие в формировании заказов», – сказал Сечин. Это крайне важно, так как обеспечивает устойчивое финансирование строительства и развитие производства.
В 2013 году из-за ухода корейского инвестора из проекта строительство завода затормозилось, сроки строительства были сорваны. Тогда власти решили привлечь к проекту других частных инвесторов. Теперь инвестпроектом занимается консорциум инвесторов в составе компаний «Роснефть», «Газпромбанк» и «Объединенная судостроительная корпорация».
Развитию «Звезды» поможет также и создание зоны опережающего развития, что обеспечивает льготное налогообложение и облегчает ведение бизнеса. Так, в течение первых пяти лет ставка налога на прибыль составит 0–5%, налог на имущество будет нулевым. Кроме этого, ТОР подразумевает таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал. Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.
Иными словами, в городе Большой Камень не будет всех тех факторов, которые на начальном этапе обычно затрудняют становление и развитие важных проектов и инноваций, замечает Кокорева.
В настоящее время идет завершающий этап первой из трех очередей проекта. На открытой стапельной площадке заканчивается подготовка под установку крана типа «Голиаф». Это будет первый в России кран грузоподъемностью 1200 тонн, высотой 98 м и длиной пролета 230 м. Общий объем инвестиций Роснефти в строительство «Звезды» составит 145 млрд рублей, уже вложено более 22 млрд, отметил Сечин.
В итоге на первом этапе к 2016 году появится возможность собирать объемные секции для судов весом до 145 тыс. тонн, судовые конструкции весом до 300 тонн и суда спускового веса до 13 тыс. тонн. Вторая очередь предполагает строительство сухого дока и цехов насыщения объемных секций для того, чтобы производить строительство крупнотоннажных судов водоизмещением до 300 тыс. тонн. Третья очередь предполагает строительство сухого дока и цехов насыщения для строительства офшорной продукции, офшорных добывающих платформ. При этом вторая и третья очереди должны строиться параллельно, чтобы заработать уже в 2018 году.