Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
9 ноября 2015, 22:01 • Экономика

Новый российский лайнер получил первый зарубежный контракт

Новый российский лайнер получил первый зарубежный контракт
@ Алексей Куденко/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

Отечественный авиалайнер МС-21, который уже в ближайшие месяцы должен быть показан в металле, получил свой первый иностранный контракт. Египетская компания может приобрести в сумме 10 таких самолетов. И хотя заказ не слишком большой, он стал еще одним признаком перспективности этого важнейшего для российского авиапрома проекта.

Россия и Египет заключили соглашение на поставку шести пассажирских самолетов МС-21, сообщила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Договор также предусматривает опцион на еще четыре МС-21. 

Первый иностранный заказ для МС-21 – это хорошая новость для проекта. Зарубежные перспективы у самолета, судя по всему, появились

Документы в ходе авиасалона Dubai Airshow 2015 подписали глава египетского холдинга KATO Investment Ибрагим Камель и президент корпорации «Иркут» Олег Демченко. Авиакомпания Cairo Aviation – это дочернее предприятие KATO Investment.

Сумма соглашения не уточняется. Однако этим летом в «Иркуте» отмечали, что рассчитывают получить «справедливую цену» на уровне текущих цен на самолеты семейства Airbus A320 и Boeing-737 (главные конкуренты российского лайнера). Каталожная стоимость версии МС-21-300 (на 180 мест) составила 85 млн долларов. Таким образом, контракт с Египтом мог быть заключен на 850 млн долларов (на покупку 10 лайнеров), твердый контракт – на 510 млн долларов. Впрочем, нельзя исключать, что египтяне как первые иностранные заказчики получили скидку, причем существенную.

Не менее важным пунктом договора является возможность создания регионального центра по ремонту и обслуживанию МС-21 в районе аэропорта Эль-Аламейн в 184 километрах от Каира. KATO Investment намерена бесплатно передать площадь, примыкающую к аэропорту, для размещения производственных сооружений. Организация центра создаст дополнительные условия для продвижения МС-21 в страны региона, отмечают в «Иркуте».

МС-21 – российский лайнер, который создается на замену Ту-154 и Ту-134. Выкатка самолета должна состояться уже в конце этого года. Первые летные испытания самолета начнутся летом 2016 года, в них будет участвовать четыре МС-21. Через два года – в 2018 году – планируется получить сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и в конце этого же года передать первый лайнер стартовому заказчику. Первыми начнут выпускать МС-21-300 на 180 мест. Всего у МС-21 будет три версии: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест).#{image=877378}

Большинство заказчиков делают выбор в пользу удлиненной версии самолета на 180 мест. В «Иркуте» планируют, что на одну 150-местную машину будет приходиться продажа трех–четырех 180-местных. Причем заказчикам дается возможность за два года до обозначенной даты заказа поменять вместимость. Сейчас спросом пользуются самолеты большей вместимости по вполне понятным причинам – рынок авиаперевозок бурно рос. Но ситуация на рынке может и поменяться.

Выход МС-21 на международный рынок не только поднимает авторитет лайнера, но и заставляет другие иностранные авиакомпании пристальней взглянуть на новую разработку России, конкурирующую с Airbus и Boeing. Успех лайнера традиционно определяется еще на стадии его разработки, до реального выхода с конвейера. И главный критерий успешности – это количество заключенных твердых контрактов. А успех на мировом рынке обеспечивают заказы от иностранных компаний.

Портфель твердых контрактов (это значит, что получены авансы за лайнеры) на лето 2015 года составлял 175 самолетов. Так, лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» («дочка» Ростеха) заказала 50 самолетов с двигателями Pratt & Whitney и 35 с новейшим отечественным двигателем. «Ильюшин Финанс Ко.» заказала еще 50 бортов, «ВЭБ-лизинг» – еще 30 самолетов. Покупка самолетов в лизинг (в аренду) – обычная практика для авиакомпаний, которым не всегда выгодно изымать из оборота 85 млн долларов за один самолет и ждать его появления через несколько лет.

Уже известно, что лизингодатели подписали соглашения с четырьмя авиакомпаниями: «Аэрофлотом» и «ЮТэйр» (арендуют 10 МС-21), Red Wings (10 самолетов) и «Трансаэро» (12 бортов). Еще 10 самолетов в рамках твердого контракта получит российская авиакомпания «ИрАэро». Плюс на 98 самолетов есть опционы и протоколы о намерениях. Теперь к этому портфелю прибавился египетский заказ.

Понятно, что первоначальный спрос на новейший лайнер генерируется при поддержке государства. А затем его должны подхватить и другие покупатели. По такой же схеме раскручивали первый отечественный самолет, появившийся после распада СССР, SSJ-100. Теперь им активно пользуются иностранные перевозчики. Буквально на днях на авиашоу в Дубае стало известно, что Egypt Air и другие египетские авиакомпании хотят подписать контракт на поставку от пяти до 15 дополнительных самолетов SSJ-100, также рассматривается возможность поставок 50 SSJ-100 в Индию, а после снятия санкций с Ирана – поставки порядка 100 лайнеров и в эту страну.

«Первый иностранный заказ для МС-21 – это, конечно, хорошая новость для проекта. Зарубежные перспективы у самолета, судя по всему, появились», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер компании по аудиту и консультациям бизнесу «2К» Тамара Касьянова. Однако из этой сделки, по ее мнению, рано делать далеко идущие выводы, потому что самолеты покупает египетская компания KATO Investment, с которой ОАК уже сотрудничала раньше по другим самолетам – Ту-204.

Cairo Aviation, которой достанутся российские лайнеры, – это небольшая чартерная авиакомпания, парк которой сейчас состоит из трех российских самолетов линейки Ту-204. Касьянова рассказывает, что в свое время Cairo Aviation «обкатала» Ту-204 в рабочем режиме, после чего российские самолеты были признаны перспективными. После этого материнская компания египетского чартерного перевозчика Sirocco Aerospace International добилась эксклюзивного права на продажу иностранным перевозчикам российских Ту-204 с двигателями иностранного производства. В рамках сотрудничества с ОАК по этому проекту Sirocco Aerospace даже приобрела долю в компании «Авиастар-СП», входившей в ОАК. Однако, как известно, продажи Ту-204 так и «не пошли».

Касьянова не исключает, что Sirocco Aerospace планирует реанимировать эту схему работы – «протестировать» новый российский самолет МС-21 и при положительных результатах добиться права продавать его за рубежом. «Однако для этого необходимо, чтобы МС-21 понравился египетским перевозчикам», – указывает эксперт.

В «Иркуте» уверяют, что российский МС-21 будет выигрывать у западных лайнеров за счет большей экономичности. Так, авиакомпании получат выгоду в размере 3 млн долларов в год за счет лучшей топливной и весовой эффективности российского лайнера, а также за счет сокращенного времени на выполнение типового полета, рассказывал летом вице-президент по маркетингу и продажам гражданской авиатехники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев. Сократить время полета удастся за счет увеличения крейсерской скорости и сокращения времени обслуживания борта в аэропортах.

Даже новое поколение самолетов европейского и американского производителей не сможет опередить МС-21 по своим характеристикам. Потому что российский самолет с самого начала проектировался так, чтобы не догонять конкурентов, а перегнать их. В МС-21 используются современные композитные материалы. Более того, этот лайнер будет оснащаться новейшим отечественным двигателем ПД-14, летные испытания которого начались в конце октября. Это первый полностью отечественный двигатель для гражданской авиации со времен распада СССР. 

Западные конкуренты серьезно воспринимают выход соперника на рынок и уже готовятся к этому. Косвенно это подтверждает и тот факт, что в презентациях Airbus и Boeing уже давно появилась информация о МС-21.

Этот лайнер станет уже вторым гражданским самолетом, который Россия собирается выпустить после развала СССР. С той лишь разницей, что SSJ-100 с технической точки зрения является просто современным лайнером, а МС-21 – новейшим. Тем не менее стартовать надо было с чего-то более простого. Кроме того, SSJ-100 своим появлением не просто заявил всему миру о новом российском лайнере. Его задачей было вернуть России авторитет мировой авиационной державы, о чем многие успели забыть после распада Советского Союза, и облегчить выход на мировую арену новым разработкам страны в гражданском авиастроении. SSJ-100 как бы проторил дорожку на зарубежный рынок для МС-21.

Тем не менее ожидать, что в числе первых заказчиков этого современного российского лайнера окажутся известные западные авиакомпании, было бы наивно. Потому что с МС-21 Россия очень высоко подняла планку. Ведь это прямой конкурент самых популярных в мире самолетов А320 и B737 от двух крупнейших авиастроителей – европейского Airbus и американского Boeing. Российский самолет нацелился на самый конкурентный сегмент мирового авиарынка.

Однако перспективы МС-21 имеются благодаря емкому внутреннему рынку, а также спросу со стороны азиатских и африканских авиакомпаний. В самом «Иркуте» отмечали, что продолжают вести переговоры с госзаказчиками. Потребности госструктур в самолетах МС-21 на 150–180 кресел оцениваются в несколько десятков. Кроме того, «Иркут» постоянно общается с 240 авиакомпаниями, которые выполняют перевозки на узкофюзеляжных самолетах – конкурентах МС-21. Всего таких перевозчиков в мире насчитывается порядка 370. Согласно планам «Иркута», до 70% продаж самолетов МС-21 будет приходиться на международный рынок.

Более того, наученный опытом продаж SSJ-100 российский авиапром не только продает МС-21, но и заранее начал заниматься строительством системы технического и послепродажного обслуживания, а также уже сейчас прорабатывает план быстрой доставки необходимых запчастей и деталей.

..............