Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

2 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
2 октября 2015, 17:42 • Экономика

Спасение «Трансаэро» оказалось дороже банкротства

Почему "Трансаэро" все-таки решили обанкротить

Спасение «Трансаэро» оказалось дороже банкротства
@ Руслан Кривобок/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

В пятницу окончательно стало понятно, что банкротства «Трансаэро» не избежать. И хотя основатели перевозчика еще надеются найти другой выход, судьба второй по величине авиакомпании, судя по всему, предрешена. В чем причина заката столь крупного и опытного игрока, проработавшего на рынке четверть века? Кто выиграет от всей этой истории и что делать пассажирам с билетами на руках?

Формально лицензию у авиакомпании «Трансаэро» еще не отозвали, но все факты говорят о скором банкротстве перевозчика. Накануне были остановлены продажи билетов «Трансаэро», а перевозкой пассажиров компании занимаются другие перевозчики во главе с «Аэрофлотом». Сегодня о неизбежности банкротства «Трансаэро» заявили как кредиторы, так и федеральные министры.

Если самолет загружен полностью, он так и полетит. Пассажиров недогруженных бортов будут рассаживать по другим рейсам

Банкротство авиакомпании «Трансаэро» является единственно возможным вариантом, поиски альтернатив не привели к положительным результатам, сказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

О планах подать иски в суд о банкротстве перевозчика заявили Сбербанк и ВТБ, Альфа-банк уже зарегистрировал иск на 11,35 млн долларов, «Финансовая корпорация «Открытие» подала иск на 1,3 млрд рублей. Сбербанку авиакомпания должна 6 млрд рублей, плюс задолженность по финансовому лизингу самолетов. Долг перед ВТБ – 12 млрд рублей, плюс в лизинге у перевозчика находится 21 лайнер с задолженностью в 40 млрд рублей.

Всего же «Трансаэро» оказалась должна около 250 млрд рублей. Задолженность перед банками – более 75 млрд рублей, обязательства перед лизинговыми компаниями – около 150 млрд рублей, долги перед аэропортами и топливозаправочными компаниями – еще около 20 млрд рублей.

При этом соотношение долга и выручки сделало первоначальный план правительства и «Аэрофлота» по санации второго перевозчика страны невозможным. При долге в 250 млрд рублей годовая выручка перевозчика составляет лишь 114 млрд рублей (по итогам 2014 года).

Еще в 2013 году чистый долг авиакомпании составил 90,5 млрд рублей, в 2014 году общий долг вырос до 160 млрд рублей, а за неполный 2015 год – уже до 250 млрд рублей.

В начале сентября было решено, что «Аэрофлот» за один рубль получит 75% + 1 акцию авиакомпании, взамен госкомпания помогает с решением долговых трудностей и спасает перевозчика. Сделка должна была завершиться до 28 сентября. Однако она сорвалась, формально – потому что акционеры «Трансаэро» так и не смогли подготовить необходимый пакет к выкупу. Бывший акционер «Трансаэро» Ольга Плешакова подарила свои акции компании мужу Александру Плешакову, но собрать в одни руки удалось все равно меньше 60% акций. Впрочем, более значимой причиной срыва плана санации стало выяснение реальных финансовых дел «Трансаэро». 

По сути, авиакомпания уже не первый год была на грани банкротства. Долги стали обузой еще три года назад, однако проблему решали за счет новых кредитов, которые лишь откладывали, но не излечивали финансовые проблемы компании. Теперь спасение перевозчика стало дороже, чем его банкротство. Фактически «Трансаэро» несколько лет жила на кредитной игле, выбрав путь современной Греции и Украины. Еще три года назад санация перевозчика была реальна, сегодня – нет.

«То, что мы, к сожалению, видим сейчас, у компании перспектив нет никаких. Громадный долг, и компания операционно убыточна три года подряд. Это выяснилось сейчас, в ходе проверки ее деятельности. И очевидно, что с таким долгом компания жить не может», – заявил глава Сбербанка Герман Греф.

Между тем менеджмент «Трансаэро» все еще надеется, что перевозчика удастся спасти. Ольга Плешакова ухватилась за идею, подсказанную банком «МФК» Михаила Прохорова: вместо банкротства списать компании 20% долгов и отдать акции и управление компанией консорциуму банков-кредиторов.

Однако Греф не думает, что все кредиторы будут готовы пойти на то, чтобы вложить свои обязательства в уставной капитал «Трансаэро». Сбербанк, по его словам, скорее всего, не будет готов конвертировать долг «Трансаэро» в акции, в долю в уставном капитале компании.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев винит в бедах авиакомпании неэффективность менеджмента, сожалея о выданных в конце 2014 года 9 млрд рублей бюджетных гарантий этой компании. «В результате мы продлили стадию неэффективного менеджмента и создали дополнительные риски для всех», – сказал Улюкаев.

История «Трансаэро» лишний раз показывает, что построение бизнеса на стратегии рефинансирования долгов крайне опасна. Такой стратегии пользовались многие, в том числе и «Мечел». Роснефть за счет кредитов, которые собиралась прежде всего рефинансировать, покупала сначала активы ЮКОСа, а потом ТНК, напоминает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.

«Стратегия рефинансирования долгов, которая была очень популярна в нулевые, больше не работает. Теперь принципиально изменилась ситуация. Россия отрезана от внешних рынков капитала на печальном фоне падения цен на основные товары российского экспорта. Лишних и дешевых денег в России уже нет», – отмечает в комментарии газете ВЗГЛЯД Разуваев.

В начале 2000-х «Трансаэро» была лидером по росту перевозок, однако в кризисное время авиапоток пассажиров и грузов логично снижается. Падение наблюдается уже второй год подряд.

Выигравшие и проигравшие

#{intervieweco}В первую очередь от банкротства перевозчика пострадают банки, которые продолжали перекредитовывать перевозчика. «Возврат денег – это проблема только кредиторов. Вероятность того, что они смогут полностью получить все свои деньги, стремится к нулю», – говорит Разуваев.

Так, Сбербанк не надеется вернуть полностью долг перевозчика в 6 млрд рублей, но часть все же думает вернуть, говорит Герман Греф. При этом сколько удастся вернуть – «сложно сказать», добавил он. По его словам, под этот долг в банке уже сформирован стопроцентный резерв.

Потеря 75 млрд рублей (сумма долга перед финорганизациями) для банков не смертельная, но довольно существенная. Российские банки и так показывают убытки из-за кризиса (в этом году ждут минус на 1 трлн рублей), а государство оказывает им антикризисную поддержку.

Что касается около 100 самолетов «Трансаэро», то взятые в лизинг лайнеры – это собственность банков, которые будут искать для них новых владельцев. Ими станут те, кто заменит перевозчика по его маршрутам. В первую очередь эти лайнеры будут интересны «Аэрофлоту».

Однако есть и альтернативные варианты. Банки могут сами создать нового перевозчика с имеющимся у них парком. Такую мысль высказал глава ВЭБ – еще одного кредитора «Трансаэро» – Владимир Дмитриев. По его словам, банкротство авиакомпании – это лишь один из сценариев, который сейчас обсуждается.

Также ВЭБ обсуждает с ВТБ вариант создания новой авиакомпании. «Мы ведем переговоры практически в каждодневном режиме с нашими партнерами и друзьями из ВТБ, чтобы рассмотреть и вариант создания на базе существующего авиапарка компании, которая бы, используя механизм государственной поддержки, могла бы взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров», – рассказал Дмитриев.

В этом случае новый перевозчик будет рассчитывать на сохранение за ним тех льгот, которые имела «Трансаэро». «В свое время «Трансаэро» была единственной компанией, которая была освобождена от пошлин на ввозимые самолеты, им были предоставлены аналогичные (упрощенные) условия доступа к внутренним и международным рейсам. Если мы пойдем по пути создания нового перевозчика, то нам нужна будет поддержка государства в этом смысле», – уточнил Дмитриев.

Пассажиры обанкротившейся авиакомпании, безусловно, почувствуют большие неудобства, однако правительство взяло на себя обязательство обеспечить им перелеты, переложив их на других перевозчиков. При «Аэрофлоте» создан координационный штаб (координирует перевозки всеми авиакомпаниями), а при Росавиации действует штаб по мониторингу ситуации, который осуществляет взаимодействие с авиационными властями иностранных государств.

«Аэрофлот» с 7 сентября уже перевез около 700 тыс. пассажиров авиакомпании «Трансаэро», потратив на это 5 млрд рублей; остается еще около 600 тыс. человек с билетами на руках.

Громадный долг, и компания операционно убыточна три года подряд. Это выяснилось сейчас, в ходе проверки ее деятельности. И очевидно, что с таким долгом компания жить не может

«Аэрофлот» в любом случае окажется в выигрыше. Именно он, скорее всего, получит наиболее прибыльные маршруты «Трансаэро», согласен Разуваев. Поэтому текущие расходы на развозку «трансаэровских» пассажиров он сможет в будущем компенсировать. Однако на маршруты «Трансаэро» рассчитывают и другие перевозчики, которые сегодня активно готовы помогать пассажирам банкрота, оказавшимся в сложной ситуации. Это и бюджетная «дочка» «Аэрофлота» – «Победа», и «Уральские авиалинии», и «Ютэйр», и S7, и «Таймыр».

Впрочем, источник в авиационных кругах сообщил ТАСС, что «Аэрофлот» хочет перевезти пассажиров «Трансаэро» без участия конкурентов – S7, «Уральские авиалинии», «Таймыр» – в расчете получить права на все его международные маршруты. Это лакомый кусок: маршрутная сеть проблемного перевозчика включает более 200 направлений полетов по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки. Только в первом полугодии этого года «Трансаэро» перевезла 5,8 млн пассажиров.

В любом случае в ближайшие как минимум две недели клиентов «Трансаэро» должны будут и завозить на курорты, и вывозить оттуда. Например, компания обслуживала значительную долю российских туристов в Греции и на Кипре.

Минимальный срок перевозки в две недели был изначально выбран потому, что за это время удастся обслужить основную часть пассажиров с билетами «Трансаэро», а значит, во многом снять остроту проблемы, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. «Массовые программы у туроператоров завершаются до 15 октября», – пояснила она. К примеру, у туроператора «Библио Глобус» только сегодня должны вылететь в 28 стран более 6,3 тыс. человек, «НТК Интурист» до 10 октября отправляет в Турцию порядка 4 тыс. туристов.

Однако есть билеты, выкупленные и на более поздние сроки. В «Библио Глобусе» проданы все туры до конца октября, плюс есть продажи на ноябрь и декабрь.

Ранее глава «Аэрофлота» уверил, что авиакомпания гарантирует либо обеспечение перевозки по билетам «Трансаэро», либо возврат денег за билеты, если рейс будет отменен.

Позже в пятницу пресс-служба «Аэрофлота» сообщила, что перевозчик готов продлить срок перевозки пассажиров «Трансаэро» до 15 декабря 2015 года, то есть еще на два месяца, причем как на внутренних, так и на международных направлениях. По предварительным данным, к этому дню будет обеспечена перевозка уже 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро». Оставшимся 5% вернут деньги.

По словам Тюриной, на 1 октября на регулярные рейсы «Трансаэро» было продано порядка 620 тыс. билетов, большинство из которых приходятся на октябрьские рейсы. Общая стоимость этих билетов, по экспертным оценкам, составляет 9–10 млрд рублей. Кроме того, еще примерно 180–200 тыс. мест было реализовано туроператорами в составе турпакетов. Около 70 тыс. клиентов турфирм находились за рубежом, еще более 20 тыс. – на курортах юга России, большинство в Краснодарском крае и в Крыму.

Россиянам, имеющим билеты на руках, необходимо следить за обновлением расписания «Трансаэро», которое будет согласовываться с другими авиакомпаниями. «По разъяснению источника в этом ведомстве (Росавиации), и завозные, и вывозные рейсы будут оптимизироваться в зависимости от их загрузки. То есть, если самолет загружен полностью, он так и полетит. Пассажиров недогруженных бортов будут рассаживать по другим рейсам. Поэтому туристы, которые приобрели у туркомпаний пакеты с перелетом «Трансаэро», должны держать оперативную связь со своими агентствами или с принимающими компаниями на курортах», – объясняет Турина. Речь идет о том, что самолеты часто летают загруженными лишь на 80%.

Когда все трудности с проданными билетами завершатся и маршруты «Трансаэро» получат другие авиакомпании, пассажиры столкнутся с еще одной проблемой. На некоторых маршрутах, например на дальневосточном, снизится конкуренция, что неминуемо выльется в удорожание билетов.

Что касается сотрудников самой авиакомпании, то в случае банкротства «Трансаэро» большинство сокращенных смогут перейти на работу в «Аэрофлот», уверила вице-спикер правительства Ольга Голодец. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уточнил, что «Аэрофлот» сможет трудоустроить у себя 5–6 тыс. сотрудников «Трансаэро» из 11,5 тыс. человек, то есть почти половину. Небольшая часть сотрудников может быть еще востребована в других авиакомпаниях, если им достанутся новые маршруты от ушедшей с рынка компании.

Однако многим уволенным сотрудникам «Трансаэро», непосредственно занятым в авиационной деятельности, найти работу будет крайне сложно. На рынке и так переизбыток специалистов, а авиаперевозки падают.

Нынешнего гендиректора «Трансаэро» Дмитрия Сапрыкина трудоустроит «Аэрофлот». Его хотят назначить гендиректором объединенной компании «Россия», куда войдут три «дочки» «Аэрофлота»: авиакомпания «Россия», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». Их решили объединить в единую компанию по принципу работы в одной нише среднего сегмента. «Победа» сюда не войдет, так как это перевозчик другого порядка – лоукостер. По словам Савельева, «Трансаэро» могла бы вписаться в эту объединенную компанию, если бы удалось договориться.

..............