Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияВ бюджете нашли 170 млрд рублей на борьбу с кризисом
На Западе не знают или забывают о принимаемом антикризисном плане России
Антикризисный план включает меры по оптимизации бюджета и реализации структурных реформ, заявил министр финансов Антон Силуанов. Это обеспечит макроэкономическую и социальную стабильность России. Однако S&P, понизив рейтинг России, явно не учитывало принимаемые ею меры по борьбе с кризисом.
Объем антикризисного фонда правительства на 2015 год составляет 170 млрд рублей, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Речь идет об антикризисном резерве, который учитывался при формировании бюджета.
Цель антикризисного плана – выйти к 2017 году на бездефицитный бюджет при прогнозной цене на нефть на уровне 70 долларов за баррель
«Все ресурсы, которые будут выделены на реализацию этого плана, будут найдены за счет антикризисного резерва, сформированного в бюджете, объем которого составлял на начало года 193 млрд рублей. Сейчас, после принятия ряда решений с использованием этих средств, объем около 170 млрд рублей», – говорит Силуанов.
Также ресурсы будут найдены благодаря их перераспределению внутри существующих госпрограмм. Средства из менее значимых направлений будут отданы наиболее важным и нужным.
Между тем совокупный объем средств на поддержку различных отраслей может достичь порядка 1,4 трлн рублей, говорил ранее первый вице-президент Игорь Шувалов. Это частично бюджетные расходы, частично предоставление госгарантий и средства ФНБ.
Цель антикризисного плана – выйти к 2017 году на бездефицитный бюджет при прогнозной цене на нефть на уровне 70 долларов за баррель, сказал Силуанов. Главная задача правительства – не тратить бездумно суверенные резервы России, чтобы не потратить их за один-два года.
Поэтому в плане прописаны меры по оптимизации бюджета и по реализации структурных реформ, в том числе готовятся новые структурные реформы, сказал министр финансов. С другой стороны, если резко снижать уровень расходов по отношению к ВВП, то это может навредить экономике. Поэтому резкого снижения не планируется. Однако расходы бюджета точно не будут увеличиваться, сказал Силуанов, а скорее всего, они окажутся меньше, чем планировали изначально.
Как сказал накануне президент Владимир Путин, антикризисный план должен обеспечить социальную стабильность, а она невозможна без макроэкономической стабильности, которая подразумевает сохранение приемлемых параметров по дефициту бюджета, инфляции, уровню внешнего долга и резервов.
Для исполнения антикризисного плана потребуется подготовить около 60 законопроектов, ряд указов президента, значительное число актов кабмина и большое количество ведомственных документов. Ожидается, что Дмитрий Медведев в среду обсудит эти вопросы с представителями «Единой России», а в пятницу – в рамках «правительственного часа», посвященного антикризисным мерам.
А S&P-то не в курсе
Говоря о решении международного рейтингового агентства Standard & Poor's по снижению рейтинга РФ, Силуанов заявил, что, возможно, они приняли такое решение, потому что не знали о планах правительства по борьбе с кризисом.
- На борьбу с кризисом Россия потратит 1,375 триллиона рублей
- Либеральные правительственные экономисты оценили 2015 год
- Продолжающийся отскок нефти к 50 долларам создал интригу
- Начало года может стать непростым для рубля и России
- Экономисты дали прогноз по нефти и рублю на 2015 год
S&P накануне вечером понизило суверенный кредитный рейтинг РФ в иностранной валюте до уровня «ВВ+» с уровня «ВВВ–», объясняя решение менее гибкой монетарной политикой и ухудшением перспектив экономического роста. По оценкам S&P, экономика РФ будет расти в 2015–2018 годах примерно на 0,5% ежегодно, что ниже средних темпов роста в предыдущие четыре года (2,4%).
Однако Силуанов считает, что снижение рейтинга РФ демонстрирует чрезмерный пессимизм S&P и не учитывает ряда сильных сторон экономики РФ. Это в первую очередь очень низкий госдолг страны и большой объем накопленных резервов, а теперь и антикризисный план РФ, который включает структурные реформы и исключает бездумные траты резервов.
Так, в России сейчас уровень долга составляет всего 12% ВВП, а объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда – около 14% ВВП. И эти средства могут быть использованы для финансирования дефицита, предоставления ликвидности банкам и т. д.
Россия сейчас действительно испытывает проблемы, но отнюдь не из-за рейтинга, а из-за санкций, которые отсекли финансовую систему страны от западных денег, поэтому понижение рейтинга имеет сугубо психологическое значение, не более того, считает Владимир Рожанковский из ИГ «Норд-Капитал». Такие рейтинги начнут мешать, только когда санкции будут отменены, но не ранее того, добавляет он.
Решение S&P опустить рейтинг России не страшно и не критично, также считает экономист Михаил Делягин, тем более что два других агентства до такого еще не опустились. Экономист видит в этом больше политики, чем экономики. «Подобное решение имеет минимальное отношение к экономике, оно ангажированное, директивное. Серьезные компании вряд ли будут ориентироваться на такие рейтинги, которые не отражают реального положения», – считает также и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Три направления антикризисного плана
Как ранее рассказывал Дмитрий Медведев, реализация антикризисного плана правительства будет строиться по трем основным направлениям. Первое – активизация экономического роста, куда относится также поддержка системообразующих предприятий и малого и среднего бизнеса. Второе – поддержка отдельных отраслей, в случае необходимости – отдельных предприятий. Третье – обеспечение социальной стабильности, куда входит мониторинг цен на социально значимые товары и лекарства, а также поддержка рынка труда и самых незащищенных групп населения.
Как говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов, по антикризисному плану пенсии и социальные пособия не будут индексировать сверх того уровня, которые был предусмотрен ранее на 2015 год. Регионы создадут свои антикризисные комиссии до 16 февраля. Регионам предлагается дать право снизить налоги для малого и среднего бизнеса, что подтолкнет их к развитию. Банки получат через АСВ за счет ОФЗ госпомощь в размере 1 трлн рублей. В ответ эти банки должны обеспечить кредитование российской экономики. То есть речь не идет о санации банковского сектора, а речь о поддержке реального сектора экономики, которому нужны адекватные кредиты. На докапитализацию российских банков отдельно возьмут 250 млрд рублей из средств ФНБ.
«Нынешние экономические вызовы для российской экономики представляют уникальный шанс заняться именно структурными реформами, а не только решением краткосрочных задач по увеличению ВВП, борьбе с инфляцией и поддержанию стабильного обменного курса рубля», – говорит газете ВЗГЛЯД член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Олег Калинский. При этом кроме поддержки промышленности и сельского хозяйства, о чем говорит правительство, Калинский хотел бы увидеть и поддержку науки, образования и медицины.
«В долгосрочной перспективе вложения в эти направления обеспечивают не только качество жизни и удовлетворенность населения страны, но и конкурентоспособность экономики, которая, несомненно, будет продолжать зависеть от новых технологий и качества трудовых ресурсов», – считает член Ассоциации молодых предпринимателей.
Системообразующим компаниям, а также малым и средним предпринимателям кроме обещанной денежной поддержки хотелось бы увидеть ослабление налоговой и административной нагрузки. «Важно, на мой взгляд, не допустить значительного роста тарифов естественных монополий. Это касается не только тарифов для бизнеса, но и для домохозяйств», – считает Калинский.
Нужны встречи властей с бизнесом и деловыми ассоциациями, чтобы выявить то, что требует решения. «Какие-то из этих проблем будут, конечно, структурными, их решение займет время. Но многие из проблем, я уверен, можно решить совместными усилиями бизнеса и власти. Нельзя сказать, что такие консультации не проходят сейчас. Они идут. Главное, чтобы мнение предпринимательского сообщества было учтено при формировании окончательных рекомендаций», – заключает Калинский.