25 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 01:22  |  vz.ru

Главная тема


МОК допустил Россию до Олимпиады

«Адмирал Ушаков» vs «Айова»


Смоделирована битва между российским крейсером и американским линкором

«нет ни следа стабильности»


Премьер Венгрии: Европа не выполнила данные Украине обещания

американские сми


New York Times разыскала китайца, который считает Владивосток территорией КНР

нато против россии


Американские аналитики посоветовали Польше пригрозить Калининграду спецназом

беспорядки на ЧЕ во франции


Глава ВОБ ответил на критику со стороны Мутко

Сопутствующий ущерб


Минобороны разъяснило Пентагону удар ВКС по секретной базе США в Сирии

Вердикт социологов


Названа самая ксенофобская страна Евросоюза

Вопросы дипломатии


В Тбилиси ответили Лаврову о возможности восстановления отношений

«депортируют из страны»


Эдуард Биров: Нельзя относиться к защитникам Русской весны как к бесправным наемникам и преступникам

Вопрос дня


Согласны ли вы с большинством украинцев, считающих, что Киеву и Донецку нужно найти компромисс?

Трое из ларца

На Западе неожиданно появились компании, желающие управлять украинской трубой

18 августа 2014, 21:30

Текст: Ольга Самофалова

Версия для печати

Три западные компании, в том числе американская Chevron, якобы хотят управлять украинской ГТС. Такая возможность предусмотрена недавно принятым Радой законом – и вот теперь, по некоторым сообщениям, появились реальные желающие разделить ответственность Украины за транспортировку газа в Европу. Насколько эти сведения похожи на правду, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Три иностранные компании, в том числе американская Chevron, намерены подать заявки на участие в управлении украинской газотранспортной системой (ГТС). Об этом заявили три источника, знакомые с ходом переговоров, передает ИТАР-ТАСС. 

На прошлой неделе Верховная рада приняла закон, который разрешает европейским и американским компаниям арендовать или взять в управление/концессию магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины. Нафтогаз готов отдать до 49% в СП по оперативно-техническому управлению, государство оставляет себе минимум 51% акций.

По словам одного из источников, заявки от западных компаний будут поданы в ближайшее время, сразу после вступления в силу соответствующего закона. Другой источник отмечает, что «неофициально уже дали согласие три компании, направив свои предложения». По его словам, в списке претендентов на участие в СП-операторе присутствует американская компания Chevron. Это подтвердил еще один источник, близкий к «Нафтогазу Украины».

В Chevron заявили, что политика компании не предусматривает спекуляций или комментариев относительно вопросов коммерческой деятельности, посоветовав «оставаться на связи».

Между тем у заинтересованных компаний остается еще «много вопросов, как технических, так и финансовых». «Когда будут даны ответы, тогда будет и реальное движение в этом направлении. Думаю, что через месяц ситуация прояснится», говорит источник ИТАР-ТАСС, близкий к переговорам.

В Нафтогазе также уверяют, что в ближайшее время собираются «начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС».

Коммерческий интерес?

Ни американским, ни европейским компаниям с экономической точки зрения украинская ГТС не нужна. «Условно украинская ГТС могла бы быть интересна компаниям, которые занимаются добычей газа на Украине, чтобы иметь возможность поставлять какие-то объемы газа по украинской ГТС в тот же ЕС без фактора России», говорит газете ВЗГЛЯД член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

С этой точки зрения интерес могли бы проявить Chevron и Shell, потому что именно эти две компании планируют добывать газ на Украине. «Однако сейчас такая ситуация выглядит сомнительной, потому что ни Chevron, ни Shell еще не ведут никакой добычи на территории Украины»,  отмечает Корольчук. Более того, перед Chevron сейчас вообще стоит вопрос о заморозке работ на Олесском участке по разработке сланцевого газа. Ранее компания собиралась вложить в геологоразведку этого участка 1,3 млрд гривен инвестиций, а в случае промышленной разработки еще минимум 25 млрд гривен. Но фактически работы там так и не начались.

Украинская ГТС рассчитана на транспортировку 140 млрд кубометров в год, по факту Газпром транзитирует 82 млрд кубометров (по итогам прошлого года). «Такой объем транзита приносит прибыль владельцу украинской ГТС. Чтобы оператор смог получить условно хотя бы вдвое меньшую прибыль (чем сейчас) от использования украинской ГТС, надо прокачивать через нее хотя бы 40 млрд кубометров газа. Но 40 млрд кубометров газа Украина не добывает», отмечает Корольчук.

По его словам, ни одна европейская и американская компания сегодня не занимается на Украине добычей газа в таких объемах, которые необходимы для загрузки украинской ГТС и экономически эффективного ее использования.

Сама Украина добывает сейчас только 20 млрд кубометров собственного газа в год, при этом добыча будет только падать. «Уровень добычи сейчас сохраняется только за счет дожима тех скважин, которые уже работают», говорит эксперт.

Условный Chevron мог бы, например, договориться с Туркменистаном или Азербайджаном, чтобы получить газ для транзита по украинской ГТС в Европу. Но в этих среднеазиатских странах мало свободного газа для добычи. Поэтому для выгодной транспортировки потребуется договориться еще и с Россией. «Но, честно говоря, я слабо верю в это в свете конфликтной ситуации между США, ЕС и Россией, которая может решаться годами», говорит Корольчук.

«Экономической целесообразности в работе украинской ГТС без Газпрома сейчас нет. Потому что другого поставщика газа на другом конце трубы нет. Есть только российский газ. Откуда условный Chevron возьмет газ, что он будет транспортировать через украинскую ГТС?» удивляется эксперт.

Если использовать украинскую ГТС исключительно для работы на внутренний рынок, то это фактически будет означать остановку магистральных мощностей и подземных хранилищ.

«К сожалению, мы снова становимся свидетелями политических игрищ вокруг ГТС Украины. Потому что экономических оснований принимать участие в тендере у этих компаний нет», резюмирует эксперт.

Пустой взброс или политика

При отсутствии явного коммерческого интереса к аренде украинской трубы европейскими и американскими компаниями эта информация о трех западных компаниях либо информационный «пшик», чистой воды популизм, либо все дело в глобальной политике.

Источник этой информации мог бы быть, предположительно, таким. «Полтора месяца назад, когда в Раду впервые внесли этот законопроект, на конференции Адама Смита Shell и Chevron спросили, готовы ли они принимать участие в модернизации и аренде украинской ГТС. Они фактически ушли от прямого ответа, даже не стали говорить, обсуждается ли этот вопрос», рассказывает Корольчук.

Кроме того, он знает, что украинские ведомства обращались к европейским компаниям и в посольство США с просьбой поискать партнеров для аренды ГТС. «Возможно, на основе этого и появилась  информация о том, что Chevron и другие могут принять участие в аренде ГТС Украины», не исключает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Не исключено, что таким вбросом в СМИ премьер-министр Арсений Яценюк, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан, а также новый глава Нафтогаза Андрей Коболев хотят показать эффективность принятой идеи о сдаче ГТС в аренду, поднять значимость своей трубы. «Но мне кажется, что во многом это пыль в глаза. И мы получим крайне негативный эффект от этого. Потому что внутри страны будет ожидание, что вопрос можно решить, что украинская ГТС может существовать сама по себе с помощью европейских или американских партнеров, а по факту в любом случае все вернутся к тому, что нужно договариваться с Газпромом»,  считает Юрий Корольчук. 

Это вполне может быть продолжением деструктивной линии в решении энергетических проблем, как и принятый Верховной радой в пятницу закон о санкциях против России, дающий право в любой момент остановить транзит российского газа в Европу.

Вместо того, чтобы сделать шаг вперед к решению газового кризиса, который грянет зимой, Киев делает сразу два шага назад. «Очень странно, что в тот момент, когда ЕК пытается вернуть Киев за стол переговоров с Россией по газу, тут же принимается закон не только о ГТС, но и о санкциях, который уже четко дает понять, что конфликт с Россией не решается, а углубляется», говорит Корольчук. «Как только возникли разговоры про санкции со стороны Украины, которые привязали к остановке транзита, многие европейцы, в частности Чехия, Венгрия и Германия, сразу восприняли эту информацию как угрозу», рассказывает он.

Впрочем, эксперт не верит, что эта угроза будет реализована. «Закрытие транзита это нарушение договора и сразу судебное разбирательство с Газпромом. И суд вряд ли согласится с позицией Украины, потому что трудно будет доказать, что есть условно страна-агрессор, что идет война, то есть форс-мажорные обстоятельства», считает Корольчук. К тому же со стороны Украины нет никаких официальных объявлений войны. 

Впрочем, Украина может решиться на такой шаг, когда зимой окажется в ловушке: газа для отопления будет не хватать, ей придется отбирать газ из транзита для Европы.

«Да, Украине нужно снижать зависимость от любого энергоносителя. Но для этого нужно заниматься энергоэффективностью и собственной добычей. А это деньги, и сразу это не получится. Но люди часто этого просто не понимают, считают, что по щелчку пальца мы получим результат. Отказались от российского газа, значит, у нас откуда-то другой газ возьмется. Не возьмется», сетует член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Украины.

Разменная монета

Если же действительно есть некие компании из ЕС и США, которые хотят взять в аренду 49% ГТС Украины и примут участие в тендере, то исходят они сейчас исключительно из политических целей. Украинская труба может стать разменной монетой в энергетической войне.

Так, европейским компаниям может быть интересно управление украинской ГТС лишь для того, чтобы гарантировать бесперебойный транзит газа из России через Украину. Без гарантий этого со стороны Киева европейцам труба не нужна.

Американцы же, напротив, могут преследовать противоположную цель. Они могут взять украинскую ГТС в управление только с той целью, чтобы довести угрозы украинских властей о перекрытии транзита до реализации. Тем самым США выполнят свою главную цель – еще сильней рассорят Европу с Россией и, главное, сильно ударят по экономике России, а заодно и по европейской. США сохранят свой затрещавший по швам однополярный мир, убрав сразу двух главных конкурентов на геополитической арене. А дальше они могут сделать Европу еще и зависимой от своих более дорогих энергоресурсов, временно пересадив половину Евросоюза на угольную генерацию. 


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............