Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

14 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

30 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

3 комментария
26 июня 2014, 21:12 • Экономика

Санкции против себя самих

Американский бизнес напуган американской политикой против РФ

Санкции против себя самих
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Антироссийские санкции, которые уже ввели и грозятся усилить Соединенные Штаты, вызывают недовольство внутри самих США – а именно среди бизнеса. Крупные американские компании становятся главными жертвами решений своих политиков. И в истории уже были примеры, когда Штаты, пытаясь наказать СССР, вредили только собственной экономике.

Даже несмотря на то, что сенаторы РФ по просьбе Владимира Путина отменили разрешение на использование российской армии на Украине, европейские и американские политики продолжают обсуждать введение экономических санкций против России.

Эмбарго на ввоз американской пшеницы в СССР является ярким примером санкций «против себя

США составили список дополнительных санкций, которые могут быть введены против России, заявила накануне представить Госдепартамента США Мари Харф. Однако вводить эти санкции Америка не спешит. США не намерены сейчас объявлять новые санкции против России, заявил накануне госсекретарь Джон Керри. Белый дом притормозил не случайно.

Вводить ограничения против РФ, восьмой экономики в мире, в одиночку США не хотят. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест объяснил заминку тем, что санкции будут наиболее эффективными, если в их осуществлении примут участие основные торговые партнеры из Европы. Администрация президента США не хочет ставить американские компании в невыгодные условия с точки зрения конкуренции при введении дальнейших санкций против России, добавил он.

То есть на самом деле США просто боятся зеркального удара по себе, по американскому бизнесу и своей экономике. И для этого России даже не обязательно вводить ответные санкции. Бизнес в США уже страдает от введенных их правительством санкций против России. А если ЕС не поддержит Америку в санкциях против России, то место американских компаний на российском рынке займут их европейские конкуренты, в чем и признается пресс-секретарь Белого дома.

И, судя по всему, у Вашингтона нет никакой уверенности, что ему все-таки удастся склонить Европу к столь радикальным мерам против России.

Сейчас речь зашла не просто о точечных санкциях в отношении конкретных лиц и пары банков России. Вашингтон требует от ЕС ввести санкции против целых отраслей российской экономики. Брюссель этот вопрос обсуждает уже долго, но решиться на это для него значит подписать смертный приговор или как минимум разрешение на ампутацию ног для многих своих компаний, а также депрессивных членов еврозоны, которые до сих пор до конца не отошли от мирового кризиса 20082009 годов.

Американский бизнес тоже опасается огромных потерь. Две ведущие лоббистские бизнес-ассоциации США даже готовы публично выступить против президента Обамы, чтобы не допустить введения дополнительных санкций против России. Потому что они могут негативно сказаться на американских работниках и предпринимателях, предупреждают Торговая палата США и Национальная ассоциация промышленников (НАП), передает Bloomberg со ссылкой на текст их обращения.

По их мнению, «единственным результатом» дополнительных санкций станет «вытеснение американских компаний с зарубежных рынков и уступка коммерческих возможностей фирмам из других стран». Даже санкции «против ограниченного числа российских банков ухудшат экспортные рынки для американских компаний, замедлив российскую экономику и повысив цены на американские товары из-за снижения покупательной способности рубля», передает агентство.

Главы этих торговых организаций проводят параллели между санкциями против России и введенным Джимми Картером эмбарго на поставку зерна в СССР, которое впоследствии отменил Рональд Рейган.

«Данную меру американский бизнес заслуженно припоминает с сарказмом. Эмбарго на ввоз американской пшеницы в СССР действительно является ярким примером санкций «против себя», говорит член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Толстых.

«Если обратиться к истории, то целью эмбарго было наказать СССР, а именно вызвать острую нехватку пшеницы в стране. США тогда поставляли примерно 6 млн тонн пшеницы в СССР, рассказывает Толстых. Однако эффект оказался прямо противоположным. СССР нашел другого поставщика Аргентину и по более выгодным ценам начал закупать пшеницу». А США таким шагом просто разорили своих крестьян. «Фермеры США из-за этого недополучали около 1 млрд долларов ежегодно. В конце концов новое руководство США в конце 80-х отменило это эмбарго из-за убытков, что спровоцировало снижение мировых цен на пшеницу. Это еще сильнее подорвало шаткое положение фермеров США, вызвав кризис в фермерском хозяйстве»,  добавляет Толстых.

Таким ярким примером американские бизнесмены указывают своему правительству на низкую эффективность подобных санкций против России.

Торговля с Россией в общем обороте США невелика. Однако потери для отдельных компаний из США могут быть весьма болезненными.

«В структуре поставок из России 73% занимает нефть и нефтепродукты, 16% металлы и 7% химическая продукция и удобрения. Эти товары пользуются отличным спросом на мировых рынках, Россия сможет продать их кому угодно», говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

А вот США продают России высокотехнологичную и дорогую продукцию. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 60% и включает летательные аппараты, космическое оборудование и электрогенераторные установки с двигателями внутреннего сгорания. «Естественно, это штучный и дорогостоящий товар, подыскать на него новых покупателей не так просто. Это может сильно повредить деятельности отдельных американских производителей», говорит Лукашов.

А Россия сможет оперативно и безболезненно заменить американскую продукцию китайской. В первую очередь это касается строительной и специальной техники, говорит Александр Толстых. «Например, Китай эффективно производит аналоги того же «Катерпиллера» (строительная техника), которые к тому же существенно конкурентоспособнее в ценовом сегменте»,  приводит он пример.

Правда, отдельные типы оборудования, например номенклатура General Electric, ввиду специфики потребуют дополнительного времени на замену аналогами. Однако в конечном счете Россия найдет замену. А что будет делать американский авиастроитель Boeing, 35% производства которого завязано на российском титане? Где они найдут столько редкого металла? Не говоря уже о том, что Boeing впридачу потеряет растущий рынок, на котором продает сотни самолетов. А что будет с американскими автопроизводителями, которые понастроили в России свои заводы и за десятилетия вложили миллиардные инвестиции?

Потери для отдельных компаний из США могут быть весьма болезненными из-за специфики поставок из России

Американские компании по итогам 2013 года являются крупнейшими инвесторами в России, особенно в технологическом и финансовом секторах (данные EY). Закрытие для них этих рынков в 2014 году означает потери всех этих миллионов долларов.

Взять хотя бы платежные системы MasterCard и Visa с головными офисами и расчетными центрами в Америке. Из-за запретов Белого дома они вынуждены были потерять клиентов банка «Россия», а потом и вовсе оказались под угрозой вынужденного полного ухода с российского рынка. А это убытки не просто от потери части доходов, это и недополученная прибыль от быстро развивающегося рынка пластиковых карт, а также потеря уже вложенных миллионных инвестиций.

Важность российского бизнеса для MasterCard и Visa доказывают действия и заявления самих компаний. Россия взяла курс на переход на собственные платежные системы и приняла специальный закон, ухудшающий положение всех иностранных платежных систем в пользу отечественных. MasterCard и Visa в один голос заявили, что уходят из России, потому что в новых условиях работать здесь будет просто невыгодно. Однако должного эффекта в РФ это не произвело, никто не стал просить их остаться.

В итоге MasterCard и Visa пришлось самим идти на поклон к российскому правительству и предложить в обмен на право продолжить работу в России то, от чего они уже не один год воротили нос. Они согласились создать в России местные расчетные центры для обслуживания внутрироссийских операций (это редкое исключение из практики их работы), чтобы Белый дом не мог им указывать, с каким российским банком работать, а с каким нет. Более того, американские платежные системы еще и помогут России в создании ее собственной платежной системы, фактически своего конкурента.

Закрытие России доступа к дешевым кредитам в американских банках бумерангом бьет по американскому финрынку. Российские банки и компании с легкостью найдут деньги на азиатском рынке капитала. Возможно, деньги там будут чуть дороже. Но это лишь станет сигналом для российских компаний пересмотреть свои инвестиционные программы и оставить действительно рентабельные проекты. А вот американские банки лишатся крупных клиентов.

Российские компании вместо американских компаний легко могут работать на Гонконгской бирже и уже начинают это делать. Газпром вовсю введет переговоры по получению листинга на Гонконгской бирже, что даст доступ к новым инвесторам и откроет дорогу к Шанхайской бирже. В Гонконге проведет листинг также Роснефть и другие российские компании.

А крупнейшая частная нефтяная компания в России ЛУКОЙЛ на фоне санкций со стороны США полностью изменила свою долгосрочную стратегию. Если раньше компания тратила по 20 млрд долларов в год, то теперь инвестиции будут снижены до 1516 млрд долларов в год. ЛУКОЙЛ решил накопить за пять лет 30 млрд долларов резервов, которые потом пойдут на крупную покупку. А с накоплением компании Леонида Федуна поможет опять же биржа в Гонконге, где уже в 2015 году она намерена продать свои акции на 1 млрд долларов.

Даже введение США санкций против энергетического сектора России ударит не менее сильно по энергетике самой Америки. Любые ограничения для российского экспорта газа и нефти скажутся на мировых ценах на нефть. Обвал цен ниже 100 долларов за баррель сделает американские проекты по добыче сланцевого газа и битумной нефти нерентабельными. Это будет значить конец разрекламированной сланцевой нефти и необходимость закупать больше импортного газа. Нефть существенно дороже 115 долларов за баррель им тоже невыгодна. Политика Обамы, основанная на дешевых энергоресурсах, ополчит против него весь американский народ, а сырьевые державы та же Россия обогатят свой бюджет.

Все эти страдания американского бизнеса США могли бы и проигнорировать ради геополитических амбиций если бы американская экономика находилась на подъеме. А она находится на грани нового кризиса. В первом квартале этого года падение ВВП США стало самым сильным за пять лет. Эксперты рассчитывали, что американская экономика сократится на 1,8%, но американский ВВП потерял целых 2,9%, отчитался накануне минторг страны.

Спад ВВП отражает снижение объема американского экспорта, ускорение сокращения инвестиций в товарные запасы и спад объемов потребления, говорит ведомство. В общем в первом квартале 2014 года американские производители предпочитали распродавать товары со складов, а не производить новые, в то время как потребители мало ходили по магазинам из-за плохой погоды, отмечает The Wall Street Journal. Америка – это страна потребления, оно составляет около 70% ВВП США. Поэтому отказ американцев от походов по магазинам и кафе – это катастрофа. А как жителям США не сокращать расходы, если их доходы стагнируют, а число безработных растет.

..............