Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевДля питья достаточно
Проблема обеспечения Крыма водой оказалась вполне решаемой
Потенциальная возможность Киева лишить Крым самого ценного ресурса – питьевой воды – заставила власти полуострова принимать экстренные меры. Как оказалось, водной независимости Крыма могут помочь наработки еще советских времен. В том, сколько воды нужно Крыму и где ее можно взять, разбиралась газета ВЗГЛЯД.
Одна из главных проблем присоединенного к России Крымского полуострова – пресная вода. Обретение новым российским регионом «водной» независимости от Украины стало одной из приоритетных задач РФ. Киевские власти в любой момент могут перекрыть шлюзы Северо-Крымского канала, через который на полуостров поступает половина используемой Крымом воды.
Структура водопотребления Крыма
Избавление от Северо-Крымского водоканала – уже необходимость. Его инфраструктура сильно деградировала, а качество воды оставляет желать лучшего
В целом, по данным Минприроды, Крым потребляет 2 млрд кубометров воды в год: половину обеспечивает Северо-Крымский канал (то есть поставки из Украины), почти половину – возобновляемый местный сток за счет водохранилищ, плюс 7% (140 млн кубометров) обеспечивают подземные воды, еще 5% (100 млн кубометров) – опресненная морская вода.
Для сельского хозяйства в степных районах Крыма требуется около 1,6 млрд кубометров, или 80% от всей потребляемой воды. Остальные 20% – 400 млн кубометров – необходимы для ЖКХ, промышленности и питьевого водоснабжения населения (данные Минприроды).
Что касается Северо-Крымского канала, то по нему вода из Каховского водохранилища на Днепре идет в северные и восточные районы Крыма. Его главная задача – это орошение сельскохозяйственных земель и водоснабжение Керчи, Феодосии, Судака, Симферополя и ряда других городов. Альтернативы каналу на данный момент просто нет.
По плану в 2014 году канал должен подать в Крым 1 млрд кубометров днепровской воды, 900 млн из которых должно пойти на полив земель в степной части полуострова. Оставшиеся 80 млн кубометров пойдут на заполнение наливных водохранилищ для питьевых нужд, и еще 17,5 млн кубометров воды пустят на рыбные пруды.
Зачем избавляться от канала
Закрытие шлюзов Северо-Крымского канала означало бы не только нехватку питьевой воды, но фактически убийство сельского хозяйства и пищевой промышленности полуострова, которая создает 11,2% валового продукта Крыма и города Севастополя. По оценке Минсельхоза, из-за проблем с водоснабжением Крым может потерять до 120 тыс. гектаров культур, которые не смогут быть орошены. Потенциальный ущерб от этого ведомство оценивает в 5 млрд рублей. Эта также означало бы потерю работы для 180 тыс. жителей региона, которые заняты в этой отрасли, а это 18% от всех работающих на экономику региона.
Еще одна причина необходимости скорейшего избавления Крыма от зависимости от днепровской воды – ее цена. Вода, поступающая по Северо-Крымскому каналу, пока стоит 2,4 рубля за кубометр. Однако кабинет министров Украины собирается увеличить плату в семь раз, то есть до 16,8 рублей за кубометр. Рост стоимости днепровской воды в семь раз для Крыма может потребовать субсидий из России в размере 14–15 млрд рублей в год, посчитали эксперты Института энергетики и финансов (ИЭФ).
Украинские власти часто вспоминают, что в развитых странах вода стоит от 1 до 6,5 долларов за кубометр, и никто не гарантирует, что днепровская вода для крымчан не подорожает до таких уровней. При этом украинские власти не тратят ни копейки на очистку днепровской воды (хотя химическая и биологическая отчистка составляет значительную часть себестоимости поставок воды в западных странах). Но это вряд ли будет учитываться киевскими властями при политическом решении.
Угрозы перекрытия днепровской воды Украиной или ее удорожание – это лишь одна сторона вопроса. Даже без нее проблем с водоснабжением у Крыма более чем достаточно.
В последние два десятилетия украинские власти просто не занимались системой водоснабжения полуострова, и она нуждается в серьезной модернизации. Инфраструктура Северо-Крымского водоканала, построенного еще в 60–70-х годах, сильно деградировала, а качество воды оставляет желать лучшего. Канал требовал регулярной чистки, но ее не проводили. Это привело к заилению канала, снижению его мощности на 20% и к ухудшению качества воды, говорится в отчете Института энергетики и финансов.
- Власти Крыма ответили на обвинения Киева в несанкционированном заборе воды
- Власти Крыма: Начинается реконсервация скважин пресной воды
- Аксенов заявил о наличии резервного плана водоснабжения Крыма
- К решению проблемы водоснабжения Крыма привлекли израильские компании
- Аксенов: Украина сократила подачу воды в Крым более чем в 12 раз
Кроме того, за годы независимости Украины значительная часть оросительной инфраструктуры была заброшена и пришла в негодность или вообще демонтирована. Так, в советское время с помощью канала можно было орошать 380 тыс. га земли, однако сейчас технически поливать можно лишь 164,7 тыс. га. Если в советские годы по каналу подавалось 2,3 млрд кубов воды, то сейчас – лишь 1–1,2 млрд кубов.
Альтернативы
Российское правительство уже рассматривает несколько альтернативных вариантов решения водных проблем Крыма и Севастополя. Во-первых, строительство водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и Таманского водохранилища. Также обсуждается идея строительства завода по опреснению морской воды на полуострове. И, наконец, еще одна альтернатива – разработка месторождений подземных вод, в частности в Джанкойском и Нижегорском районах Крыма. Окончательный план пока не разработан, идут обсуждения.
Водопровод из Кубани в Крым с легкостью решил бы проблему с водой на востоке Крыма. Это ближе, а значит, экономичней, чем, например, тянуть водопровод от артезианских скважин с равнинных районов полуострова в Керчь и Феодосию, считает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. Главный недостаток в том, что это требует куда больше времени, чем, например, бурение скважин. Кроме того, этот проект недешевый – с учетом необходимости построить еще и Таманское водохранилище.
Проект опреснения морской воды с экономической точки зрения неплох. По крайней мере, себестоимость опреснения – 3,3 копейки за литр – сравнима с нынешней себестоимостью очищения воды из Феодосийского наливного водохранилища, а по другим статьям расходов, включая электроэнергию и частоту ремонта насосных станций, опреснение практически идентично водохранилищам, говорит Михаил Крылов.
Оптимальным по соотношению затрат и быстроты реализации эксперты считают проект разработки подземных запасов пресной воды на полуострове.
Вода на полуострове есть
До сих пор казалось, что своими проблемами с водой Крым обязан тому, что на самом полуострове просто нет пресной воды. В южных районах это действительно так. Однако, как недавно заявили крымские власти, на северо-востоке Крыма еще в 70-х годах советские гидрогеологи обнаружили большие запасы пресной воды. Причем в 2004 году это было вновь подтверждено. В частности, большие запасы пресной воды потенциально должны быть в районе Присивашья.
«Очень важен тот факт, что эти скважины будут возобновляемыми. Вода в этих источниках при разумном использовании неиссякаема. Поэтому мы смело можем утверждать, что Крым богат питьевой водой», – радуется первый заместитель председателя Совета министров Крыма Рустам Темиргалиев.
«Подземные воды в Крыму есть, и в отдельных месторождениях имеются большие запасы. Точные цифры сейчас назвать вряд ли кто сможет, но положительный прогноз имеется. В значительной степени можно будет облегчить или решить проблему водоснабжения полуострова», – говорит газете ВЗГЛЯД заместитель председателя Российского союза гидрогеологов Серафим Голубев.
Подземные запасы воды в Крыму доказаны, но их надо проверять на пригодность для питья воды
По его словам, крупные месторождения надо будет еще найти. Он объясняет, что в советские годы были составлены лишь мелкомасштабные гидрогеологические карты региона, которые требуют детализации. Надо провести крупномасштабные проектно-изыскательные работы в поле, чтобы определить конкретные месторождения и их запасы. Далее уже можно будет начать строительство водозаборных скважин, а от них – водоотводов для поставки воды в конкретные города и другие населенные пункты.
По предварительной оценке, добыча питьевой воды в Крыму может превышать 200 тыс. кубометров в сутки, говорит Термигалиев. «Этого будет достаточно, чтобы обеспечить юго-восточную часть полуострова питьевой водой, включая Керчь и Феодосию», – уверен Темиргалиев.
Михаил Крылов посчитал, что исходя из норматива республики Крым в 3,3 кубометра воды в месяц на человека потребление воды в зимние месяцы можно оценивать в 330 тыс. кубометров в день, в летние месяцы – в 990 тыс. кубометров. Однако нормативы фактически не вырабатываются, поэтому в сутки полуострову надо как раз около 200 тыс. кубометров, посчитал Крылов. «За счет артезианских скважин можно покрыть этот дефицит полностью, но при оперативном сооружении водопроводов в горные районы», – уверен собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Таким образом, подземные скважины могут обеспечить население нормальной по качеству водой практически полностью. Однако для ЖКХ, промышленности и, главное, для сельского хозяйства без других вариантов водоснабжения не обойтись.
При этом Михаил Крылов указывает, что доказанные подземные запасы куда больше. Так, ресурсы южной части Северо-Сивашского артезианского бассейна составляют 666 тыс. кубометров в сутки, Альминского артезианского бассейна – 452 тыс. кубометров в сутки. Таким образом, артезианские скважины могут давать 400 млн кубометров воды в год.
«Подземные запасы воды в Крыму доказаны, но их надо проверять на пригодность для питья воды, минерализация которой местами превышает норму в 5–6 раз, особенно в Красноперекопском бассейне, где соленая вода вытесняет пресную», – говорит Крылов из United Traders.
Себестоимость артезианской воды в степях Крыма относительно приемлема: она варьируется от 6–8 рублей за кубометр до 20–25 рублей за кубометр в зависимости от эффективности способа управления, отмечает Крылов. С другой стороны, подземные воды являются надежным источником водоснабжения – как питьевого, так и сельскохозяйственного, указывает Серафим Голубев.
План Крыма
Крым уже давно думал о том, как найти замену некачественной днепровской воде. И в прошлом году Совет министров Крыма разработал план, по которому уже к 2020 году полуостров сможет полностью отказаться от использования Северо-Крымского канала для водоснабжения. И в этом плане нет ни заводов по опреснению морской воды, ни трубопроводов из Кубани, зато особое внимание уделяется артезианским скважинам.
Снизить зависимость от поставок воды из Украины надо, во-первых, за счет реконструкции местных систем водоснабжения, чтобы снизить потери в водоводах. По официальным данным, износ водоснабжающей инфраструктуры Крыма в 2013 году достиг 74,4%, потери в водопроводных сетях составляют 20–25%. Учитывая большие потери при транспортировке воды по Северо-Крымскому каналу (20%), до конечного потребителя доходит не более 60% от всей поступающей воды. Чтобы это исправить, потребуется 10–12 млрд рублей до 2020 года, отмечает ИЭФ.
Во-вторых, надо отремонтировать около трети из всех 1,5 тыс. артезианских скважин, уже действующих в Крыму. Плюс надо пробурить дополнительно 150 скважин. На это необходимо затратить 5 млрд рублей до 2020 года.
В-третьих, надо повысить использование стока местных рек в Крыму, протяженность которых составляет 6 тыс. км. К примеру, водоснабжение Феодосии на 60% может быть обеспечено за счет использования Субашских источников (река Субаш), где доказано наличие воды высокого качества.
Кроме того, в Крыму надо провести программу водосбережения, потому что в среднем один житель полуострова расходует более 300 кубов воды в сутки, что в полтора раза больше даже российских показателей. «Неэффективно расходует воду и сельское хозяйство – в отрасли редко используется капельное орошение, предпочтение по-прежнему отдается сплошному орошению, при котором полезное использование воды не превышает 10–15%», – говорится в отчете ИЭФ. Правда, переход на капельную систему – дорогое удовольствие: потребуется свыше 50 млрд рублей на шесть лет.
Основной недостаток плана, придуманного ранее крымскими властями, – это длинные сроки. Зато он полностью модернизирует нынешнюю систему водоснабжения Крыма. Что выберут в итоге российские власти, пока не ясно, но программу по этому вопросу обещали составить уже в этом году.