Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДенежный суррогат
Банк России выступил против биткоинов
Виртуальная валюта может использоваться для отмывания доходов и спонсирования терроризма, поэтому российским компаниям лучше отказаться от нее. Такое предупреждение выпустил Центробанк РФ. Однако прямого запрета на использование ставших популярными в прошлом году биткоинов регулятор не вводит, говорят юристы.
Банк России опубликовал на своем сайте предупреждение об использовании виртуальной валюты (в том числе биткоинов) для покупки товаров, услуг или ее обмена на рубли или другую валюту. Это будет рассматриваться как «потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банк России также напоминает, что согласно статье 27 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» выпуск на территории РФ денежных суррогатов запрещается.
Мы скорее идем по пути Франции и ЕС, где регулятор предупреждает о рисках использования криптовалюты, однако не вводит прямого запрета на нее
Появившись в 2009 году, биткоины сначала привлекли мало внимания, однако превратились в популярную цифровую валюту для проведения электронных транзакций по всему миру. Предметом интереса широкой общественности криптовалюты стали в 2013 году, в результате чего биткоин подорожал с 13 долларов в январе прошлого года до более чем 1 тыс. долларов ближе к концу года.
За биткоины стали покупать компании – например, в июле казино SatoshiDice (также принимающее ставки в биткоинах) было продано за 126 315 биткоинов. Некоторые продают свою недвижимость за биткоин. Регулярно растет число компаний, принимающих биткоин в счет оплаты товаров и услуг. Сейчас его принимают WordPress.com, The Pirate Bay, Reddit и еще несколько десятков тысяч онлайн- и офлайн-сервисов по всему миру.
Биткоин – это виртуальная валюта, не обеспеченная никакой реальной стоимостью. Она представляет собой программный код, который не регулируется ни одной страной или банковским надзорным органом в мире. Она не имеет единого эмиссионного центра: биткоины производятся по всему миру пользователями, установившими на свой компьютер специальные программы (биткоин-кошельки для хранения валюты и совершения транзакций, или программы майнинга, которые подтверждают транзакции при получении партии новых биткоинов).
При этом эмиссия Биткоин ограничена алгоритмически: теоретически каждый владелец мощного компьютера может «добыть» биткоины путем использования вычислительных мощностей, однако общее число денег в обороте ограничено – сейчас около 12 млн монет.
Разные подходы
Между тем глава Сбербанка Герман Греф в конце прошлого года говорил, что его банк вместе с российским поисковиком «Яндекc», возможно, выпустит электронные деньги, подобные биткоинам. А на Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году Греф встал на защиту криптовалюты.
Виртуальные валюты представляют собой «очень интересный международный эксперимент, который ломает парадигму валютной эмиссии», заявил он в интервью Bloomberg. «Их определенно не нужно запрещать, их следует пытаться осознать и, может быть, правильно регулировать», – добавил он.
- Павел Дуров пророчит биткоину победу над долларом
- Зритель украл bitcoin у ведущего передачи о криптовалюте на канале Bloomberg
- Интернет-ресурс «Рынок убийц» начал сбор биткоинов на убийство Обамы
- СМИ: Использование биткоинов привело к росту кибератак
- АНБ нашло способ обойти Tor
Греф даже написал письма в администрацию президента, ЦБ и Министерство финансов РФ с просьбой остановить действия депутатов Госдумы, которые могут привести к запрету на обращение виртуальных валют в России.
Между тем коллега Грефа из JP Morgan & Chase Джеймс Даймон и министр финансов США Джейкоб Лью, так же как и российский регулятор, обращают внимание на опасность альтернативных валют, а не их возможности. Они в Давосе заявили, что криптовалюты, включая биткойн, могут использоваться для финансирования терроризма. По мнению лидеров финансового сектора США, развитие регулирования отрасли электронных платежей лишит биткоин будущего, пишет Financial Times.
В США правоохранительные органы уже столкнулись с этой проблемой на практике. Накануне был арестован генеральный директор биржи BitInstant, занимающейся продажей виртуальной валюты, Чарли Шрем. Его обвиняют в отмывании денег. По данным следствия, Шрем причастен к продаже биткоинов на сумму 1 млн долларов пользователям анонимного интернет-рынка Silk Road. Предполагается, что в дальнейшем биткоины использовались для покупки на Silk Road наркотиков и других запрещенных товаров.
Сайт Silk Road, известный как электронный рынок по продаже нелегальных товаров, включая оружие и наркотики, был закрыт ФБР еще осенью 2013 года, и тогда же был арестован его предполагаемый владелец Росс Ульбрихт.
Правовой статус в мире
В прошлом году биткоинами заинтересовались также регуляторы многих стран. Причем, если в США можно продать дом за биткоины, то в Китае Народный банк в декабре 2013 года запретил финансовым и платежным институтам использовать биткоин, который не имеет статуса законного платежного средства или валюты.
«Никаких законов, где прямо говорится о разрешении продавать дома за криптовалюту, в США нет. Просто надо понимать, что в Китае закрытая экономика с большим участием государства, так как криптовалюты не имеют вообще эмиссионного центра, то закрытые экономики реагируют более болезненно. А в США более терпимо относятся к подобным «вольностям». К тому же, надо иметь в виду, что США – эмитент резервной валюты, доллара США, а китайский юань такой валютой не является. Да и наибольшее число биткоинов эмитировано в США (сейчас это около 11 млн, а потолок – 21 млн) и идет оттуда», – рассказывает газете ВЗГЛЯД директор московского филиала КБ «Энерготрансбанк» Павел Сакадынский.
Для россиян, имеющих биткоины, запрет ЦБ ничего не значит, так как это средство расчетов неподконтрольно эмиссионным центрам
В настоящее время попытки определения правового статуса Bitcoin предпринимаются в основном развитыми странами, в частности, США, Германией, Францией, Швейцарией, Сингапуром и т.д., говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер юридической фирмы «Толкачев и Партнеры» Артем Толкачев. «В большинстве государств Bitcoin признается неким частным способом расчетов, близким по статусу к электронным деньгам и не запрещенным в обороте. При этом в ряде стран отмечается необходимость налогообложения операций с использованием Bitcoin», – рассказывает эксперт.
Толкачев приводит в пример министерство финансов Сингапура, которое в начале 2014 года заявило, что Bitcoin не является деньгами или валютой. Однако при совершении обменных операций с Bitcoin данные сделки признаются в качестве возмездного оказания услуг и облагаются налогом на товары и услуги (GST). При приеме Bitcoin в качестве оплаты за товары или услуги данная операция считается бартерным обменом и также имеет налоговые последствия для сторон (за исключением оплаты виртуальных товаров и услуг, например, участие в онлайн-играх).
В Германии Bitcoin определен как финансовый инструмент, который не может быть классифицирован как электронная или иностранная валюта, а скорее представляет собой «частные деньги», которые могут использоваться в коммерческих сделках.
«Выбирая тот или иной подход к Bitcoin, зарубежные государства ориентируются на свои приоритетные задачи, например, противодействие легализации преступных доходов или же развитие сектора электронной коммерции, – говорит Толкачев. – Большинство правительств осознают, что Bitcoin в каком-то смысле посягает на их монополию по денежной эмиссии». Например, Исследовательская служба Конгресса США выпустила доклад, в котором указала, что потенциально Bitcoin может существенно повлиять на монетарную политику Федерального резервного банка, поскольку дальнейшее развитие приведет к изменению базовых показателей количества денег и скорости их оборота, указывает юрист.
Последствия для России
Между тем Артем Толкачев не считает, что Россия идет по китайскому пути, так как не расценивает заявление ЦБ РФ как запрет биткоинов. «По моему мнению, мы скорее идем по пути Франции и Европейского союза, где регулятор предупреждает о рисках использования криптовалюты, однако не вводит прямого запрета на него», – говорит юрист. По его словам, заявление ЦБ не является правовым актом, а значит, не обязательно к применению. В нем даже нет однозначных утверждений типа «использование Bitcoin юридическими лицами запрещается», либо «Bitcoin является денежным суррогатом», объясняет он.
«В целом письмо ЦБ РФ является не вполне корректным с юридической точки зрения и содержит лишь некие предположения и ссылки на нормы права, без привязки этих норм к конкретной ситуации. Например, Банк России ссылается на запрет по выпуску денежных суррогатов, однако не устанавливает того, является ли Bitcoin денежным суррогатом. В связи с тем, что в законодательстве отсутствует определение денежного суррогата, ссылка на него в письме создает лишь излишнюю неопределенность», – объясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«Банк России не раскрывает суть критерия «потенциальной вовлеченности в осуществление сомнительных операций», которым он оценивает деятельность российских юрлиц по обмену Bitcoin на рубли и иностранную валюту, а также на товары и услуги. Следуя логике ЦБ, можно прийти к выводу, что любое лицо, использующее любую валюту, в том числе официальную, может быть потенциально вовлечено в незаконную деятельность», – говорит Артем Толкачев.
Впрочем, по его мнению, озвученная позиция ЦБ негативно повлияет на кредитные организации, которые думали сотрудничать с Bitcoin сервисами, а также на юрлица, которые планировали начать принимать биткоины в качестве оплаты за товары и услуги. Толкачев не исключает, что часть сервисов, которые оперируют Bitcoin, переберутся в иностранную юрисдикцию и изменят структуру их работы. «Юридические лица могут, например, принимать платежи не в Bitcoin, а в рублях, но с использованием механизма системы Bitcoin при условии автоматической конвертации», – поясняет юрист.
Но вот на гражданах заявление Банка России вряд ли как-то скажется. «Для россиян, имеющих биткоины, запрет ЦБ ничего не значит, так как это средство расчетов неподконтрольно эмиссионным центрам, это не рыночный актив», – соглашается директор московского филиала КБ «Энерготрансбанк» Павел Сакадынский.
По его мнению, граждане пусть сами решают, получать услуги в этой расчетной единице или нет. «Главное, чтобы этим не занялись банки или финансовые компании, так как тогда риски от непонятных изменений курсов они примут на себя, что отразится на финансовом состоянии», – считает Сакадынский.
«Биткоины – это протестный социальный проект, родившийся на Кипрском кризисе и ничего общего не имеющий с экономикой. Проект космического масштаба и космической же глупости. Нельзя запретить людям рассчитываться между собой тем, что они считают ценным. В России этим всю жизнь была водка. Биткоин много здоровее», – говорит экономист.
Электронные кошельки ни при чем
Заявление ЦБ РФ о биткоинах никак не затронет большинство популярных в России платежных систем, через которые можно совершать покупки с других сайтов или оплачивать мобильную связь и услуги ЖКХ. В частности, в «Яндекс.Деньги», «Qiwi Кошельке», Деньгах@Mail.ru и PayPal подтвердили, что не работают с виртуальными валютами, в них используются электронные деньги, передает Digit.ru.
Так, человек переводит в платежную систему средства со своей банковской карты, то есть реальные деньги, а не виртуальные. А, например, «Яндекс.Деньги» лишь привязывает банковскую карту к кошельку, что позволяет владельцу карты не светить данными своей карточки при совершении покупок в интернете. «Таким образом, 10 000 рублей на вашем счету в «Яндекс.Деньгах» равны реальным 10 000 рублям», – пояснили в пресс-службе сервиса.
Правда, есть исключения. У WebMoney есть тип кошелька WMX, единица ценности которого привязана к биткоинам. Одна единица WMX равна тысячной доле BTC – единице виртуальной валюты биткоин, выяснили в Digit.ru.
В пресс-службе WebMoney газету ВЗГЛЯД уверили, что в их системе обменные операции с биткоинами не производятся. «Наши инструменты лишь помогают их хранить и легко распоряжаться правами на них. Сама по себе система биткоин крайне неудобна для пользователей. Из свойств ее «публичности» и вытекают препятствия для легкого использования. А передав биткоины на хранение, можно легко рассчитываться с помощью WMX в десятках тысяч магазинов, принимающих WebMoney», – отмечает пресс-служба сервиса.
При этом в WebMoney говорят, что никогда не считали биткоин «деньгами»: «Биткоин – это всего лишь право на публикацию записей в глобальной публичной базе данных. Поэтому мы не понимаем истерику вокруг «новых денег».