Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
15 января 2014, 19:46 • Экономика

Валютный парадокс

Названы самые надежные мировые валюты

Валютный парадокс
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Глава Сбербанка Герман Греф рассказал, в каких валютах лучше хранить сбережения. И это не американский доллар. Самыми надежными Сбербанк признал швейцарский франк, норвежскую и шведскую кроны. Главная же мировая валюта – доллар – оказалась лишь на девятом месте в рейтинге, едва обойдя рубль.

Самыми надежными мировыми валютами президент Сбербанка Герман Греф назвал швейцарский франк, норвежскую и шведскую кроны. Он ссылается на результаты исследования возглавляемой им организации. Главную резервную валюту в мире – доллар – эксперты Сбербанка поставили только на девятое место в рейтинге устойчивости валют. А рубль находится на 11-м месте.

Наличие внушительного долгового бремени США способствует тому, чтобы их валюта была резервной

Но, как правильно напомнил глава МЭР Алексей Улюкаев, надежность и стабильность валюты – это один показатель, а ее статус резервной – другой.

В чем стабильность

У Швейцарии, Норвегии и Швеции есть то, чего нет у США, и наоборот. В первых трех странах валюты меньше всего подвержены девальвации, их курс устойчив и прогнозируем. Правительства этих стран проводят разумную макроэкономическую политику, и, конечно, у них достаточно ресурсов для поддержания устойчивости своих валют. Кроме того, у них высокий уровень ликвидности в мире, указал Греф.

Возьмем швейцарский франк. Еще с 20-х годов прошлого века швейцарская валюта на 40% подкреплена золотовалютными резервами. При этом доллар и франк стоят практически один к одному. Швейцарский франк показал самую большую ликвидность (по словам Грефа), которая ежедневно составляет 80 млрд долларов. Это означает, что на швейцарский франк имеется постоянный спрос и предложение. Ликвидную валюту можно в любой момент обменять на другую денежную единицу.

Курс швейцарского франка стабилен. Нацбанк Швейцарии реально борется за то, чтобы не было сильной девальвации. По сути, такое событие отмечалось лишь в 1936 году во время Великой депрессии. А, например, когда в 2009 году ЕС столкнулся с серьезными долговыми проблемами, франк не девальвировал, а наоборот, стал расти относительно евро, потому что в Швейцарии никаких долговых проблем не было. Властям страны это все равно пришлось не по душе, и в 2011 году швейцарский банк уверил, что с этого момента не допустит укрепления своей валюты более чем до 1,2 франка за евро. В этом и заключается настоящая сила валюты. Пусть в США, Европе или еще где-то случаются ипотечные, долговые или иные проблемы, швейцарскому франку все нипочем. Ваши пять копеек в швейцарских франках так и останутся пятью копейками при конвертации в родную валюту, даже после банкротства очередного Lehman Brothers.

Денежно-кредитная политика Норвегии и Швеции также нацелена на сохранение платежеспособности собственных валют, и макроэкономики этих стран являются одними из самых стабильных и, что очень важно, самодостаточных. Если Швейцария имеет возможность держать стабильный курс валюты за счет сильного банковского сектора и золотовалютных резервов, то Норвегия – за счет практически неисчерпаемого резервного фонда, который удалось накопить благодаря экспорту нефти и газа. А Швеция – это признанная тихая гавань в Европе, которая сохранила свою валюту, вступив в ЕС, и имеет надежную банковскую систему.

Американский же доллар, в отличие от указанных выше валют, постоянно девальвирует, и у Федеральной резервной системы нет навязчивой цели сохранить стабильность доллара. С 1913 года доллар обесценился в десятки раз, и за 80 лет американская валюта дважды подвергалась резким курсовым изменениям: в 1933 году и в 70-е годы прошлого века, указывает аналитик Брокерского дома «Открытие» Андрей Кочетков. Ни о какой стабильности доллара речи идти не может, а значит, и хранить в них свои сбережения – это риск. Поэтому девятое место в рейтинге Грефа – это самое логичное место для доллара.

А вот рубль занял 11-е место в рейтинге Сбербанка не совсем по праву, по крайней мере, на данный момент. Сейчас российской валюте явно не хватает стабильности для такого высокого места. Просто Сбербанк, когда составлял рейтинг, учитывал прошлые периоды, когда курс рубля жестко регулировался. Но сейчас ЦБ РФ начал активную либерализацию курсообразования, то есть цели удерживать курс рубля, как, например, в Швейцарии, у России нет.

«С 1999 года рубль незначительно ослаб к доллару. Долгое время он даже укреплялся к основным валютам, когда в мировых финансах были популярны развивающиеся рынки. Однако макроэкономическая ситуация в РФ далека от полного благополучия и 11-е место – это все-таки попытка выдать желаемое за действительное. Лишь за 2013 год рубль совершил бросок к отметке 30 за доллар, а затем ослаб до 33 рублей за доллар», – указывает Андрей Кочетков.

В свете проводимой политики Банка России ожидается дальнейшее ослабление рубля. Резких скачков быть не должно, но плавная девальвация явно не прибавляет стабильности валюте.

Противоречий нет

Противоречия в том, что доллар в рейтинге Сбербанка на девятом месте и вместе с тем является главной резервной валютой мира, никакого нет. «У американского доллара есть риски, что ФРС выплеснет избыток долговой ликвидности на потребительский рынок и биржи, что породит рост инфляции и обесценивание валюты. А звание резервной валюты подтверждается тем, что основная часть биржевых торгов и импортно-экспортных операций в мире осуществляется в американской валюте», – говорит аналитик IFC markets Дмитрий Лукашов.

Надежность и стабильность валюты – это один показатель, а ее статус резервной – другой

Как указывает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, в американских долларах проходит около двух третей товарооборота, а также около 80% валютообменных операций.

Более 60% всех золотовалютных запасов мира находится в американских долларах. Хранить все сбережения в американских долларах из-за нестабильного курса рискованно. А вот в резервах – не совсем. Потому большие капиталы номинированы в долларах, но в них они не хранятся, а размещены в долларовых активах. И, конечно, экономика США – крупнейшая в мире, и тягаться по этому показателю экономикам Швейцарии, Норвегии или Швеции просто смешно. Борьба за лидерство экономики у США идет разве что с Китаем.

«Это значит, что рынки облигаций у Швейцарии, Норвегии, Швеции весьма скромны и просто не могут обеспечить потребности мира в отношении валютных резервов. Очень важно, чтобы долговые рынки страны были широкими и глубокими, так как это позволяет наращивать и сокращать резервы в этой валюте без серьезного воздействия на котировки. Штаты обеспечивают такой рынок. В меньшей степени его же обеспечивают Япония и крупные страны еврозоны (Германия, Франция, Италия). Что делает эти валюты наиболее популярными в качестве резервов ЦБ. Такой вот парадокс: наличие внушительного долгового бремени государства способствует тому, чтобы его валюта была резервной», – объясняет Купцикевич.

Альтернативы пока нет

Экономисты и ученые уже давно ведут дискуссию о том, какая же валюта придет на смену доллару в качестве международной резервной валюты. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев в среду также высказал мнение, что в ближайшей перспективе доллар останется ключевой резервной валютой. «С моей скромной точки зрения, мы движемся не к большей поливалютности, а к большей моновалютности. И в ближайшую перспективу емкость рынка по доллару, развитость этого финансового рынка создает для него большие перспективы резервности, чем для других уважаемых, замечательных валют», – сказал Улюкаев, выступая на Гайдаровском форуме.

Альтернативы доллару пока нет. Евро, иена, швейцарский франк и фунт стерлингов сейчас тоже используются в качестве резервных валют, но подменить доллар пока не готовы. Еврозона находится в кризисе, а у Японии, Великобритании и Швейцарии слишком маленькие экономики в сравнении с США.

Китайская экономика догоняет американскую по размерам, но Центробанк Китая проводит негибкую монетарную политику. «Китайская экономика занимает второе место в мире, однако страна во многом полагается на доллар в плане оплаты за товары и услуги. Китайцы идут в сторону либерализации курса, но находятся лишь в начале этого пути», – говорит Александр Купцикевич.

Вернуться к «золотому стандарту» мировая система не в состоянии просто потому, что запасов золота на всех не хватит.

Российский рубль пока тоже недотягивает до звания мировой резервной валюты. Для начала объема рублей просто не хватит на проведение всех внешнеторговых операций, потому что рублевая денежная масса в России привязана к объему золотовалютных резервов. А просто взять и напечатать больше денег Россия не может, это подорвет макроэкономическую ситуацию в стране. Объемы рубля в резервах других стран малы. По сути, российский рубль в последнее время все чаще используют для торговли и в качестве резервной валюты бывшие страны СНГ. Поэтому в ближайшем будущем российский рубль может претендовать только на звание региональной резервной валюты.

В любом случае, пока основная часть резервов европейских стран, Китая, Японии, России и т.д. номинирована в долларах, смена резервной валюты никому из них не выгодна – это просто обесценит резервы. США это тоже невыгодно, иначе как они смогут покрывать значительную часть платежного дефицита. В целом, экономисты подсчитывали, что смена мировой валюты происходит раз в 50–150 лет. Поэтому у доллара есть еще в запасе несколько десятилетий с того момента, когда он пришел на смену британскому фунту.

..............