Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияВ глобальном масштабе
G20 принимает меры против крупнейших компаний
G20 договорилась объединить усилия для борьбы с уклонением транснациональных корпораций от уплаты налогов. Речь идет в первую очередь об устранении лазеек для таких крупнейших IT-компаний, как Apple и Google. Многие страны, в том числе Россия, недовольны тем, что прибыль транснациональных монстров уплывает в «налоговые гавани», но де-юре придраться не к чему.
Существующая налоговая система бессильна в борьбе с уклонением от уплаты налогов в случаях, когда речь идет о налогообложении интернет-компаний. Поэтому финансовая группа G20 договорилась вместе реализовать план действий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.
Это самые радикальные изменения с 20-х годов прошлого века
Система международного налогообложения будет радикально изменена в течение двух лет, заявил генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития Анхель Гурриа, представляя план ОЭСР по борьбе с легальным уходом от налогов и перераспределением прибыли. Планом предусмотрено 15 действий. «Это самые радикальные изменения с 20-х годов прошлого века», – подчеркнул Гурриа.
В частности, план предусматривает борьбу с законодательным различием в системах налогообложения разных стран, которые используются для вывода прибыли из-под налогообложения в «налоговые гавани». «Мы хотим сократить различия между странами получения прибыли и странами уплаты налогов», – отметил Гурриа. Однако речь не идет об установлении единых налоговых ставок, это каждое государство будет делать самостоятельно, добавил он.
ОЭСР предполагает также новую конвенцию по избежанию двойного налогообложения. Сейчас, по словам Гурриа, в мире подписано более 4 тыс. соответствующих соглашений между странами. Он отметил, что конвенция позволит не перезаключать все 4 тыс. соглашений, а ограничиться лишь присоединением к этому документу.
Кроме того, предлагается перейти к автоматическому обмену налоговой информацией, который сейчас осуществляется в основном также на двусторонней основе.
По словам Силуанова, G20 договорилась разработать рекомендации по правилам вычета различных расходов, по пересмотру подходов к трансфертному ценообразованию и ужесточению правил налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний.
«Эти правила могут быть успешно реализованы, если мы будем применять их все вместе. Реализация их в одной стране или даже группе стран не даст эффекта», – цитирует его «Прайм».
Власть против бизнеса
Уклонение от уплаты налогов таких интернет-гигантов, как Google и Apple, в последние годы не нравится многим странам. Буквально накануне сенатор Руслан Гаттаров заподозрил Google в многолетнем уклонении от уплаты НДФЛ в России и попросил ФНС проверить компанию. Аналогичные претензии корпорации Google регулярно предъявляют и другие страны.
Так, в Италии подозревают, что компания переводила свои прибыли, полученные по факту в стране, на ирландское подразделение, пользуясь более благоприятным налоговым режимом этой страны.
- Кипр объявил условия налоговой амнистии
- Google отреагировала на обвинения Гаттарова
- Британские провайдеры выступили против пиратства
- Власти Франции пригрозили Google штрафом в 1 млрд евро
- Американские богачи хотят платить больше налогов
Великобритания также высказала недовольство тем, что Google, оказывая услуги на территории страны, проводит операции через офисы в странах с щадящей налоговой ставкой. В частности, бывший менеджер компании Барни Джонс, работавший в Google с 2002-го по 2006 год, заявляет, что у него есть более 100 тыс. электронных писем, которые подтверждают, что Google перенаправлял свою прибыль от деятельности в Великобритании через Ирландию на Бермудские острова.
Apple также попала под раздачу. США обвинили ее в уклонении от уплаты налогов с помощью дочерних компаний, в частности, на Карибских островах. На что глава компании заявил, что это не способ ухода от налогов, а способ эффективно распоряжаться деньгами, которые уже облагались налогами в других юрисдикциях.
«Текущая неурегулированность может быть несправедлива не только с точки зрения стран, которые недополучают доходы в бюджет, но и с точки зрения компании. Например, когда Google работает в нескольких странах, все или несколько из этих стран стремятся обложить налогами одни и те же ее доходы. Потому что действующее налоговое законодательство в разных странах может быть противоречивым», – соглашается завлабораторией налоговой политики Института Гайдара Татьяна Малинина.
В любом случае сейчас доказать что-то правительства не могут. Эта распространенная схема абсолютна легальна, указывают эксперты.
Управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене приводит пример: «Недавно у меня состоялась встреча с директором европейского направления одной из крупнейших российских IT-компаний. Компания зарегистрирована в Швейцарии в кантоне с легальной и привлекательной системой налогообложения. Таким образом, налогоплательщик не уходит от налогов, а очень грамотно занимается налоговым планированием: работает на всю Европу, но зарегистрирован в Швейцарии, где налоги ниже, создал там рабочие места, люди довольны, швейцарские власти тоже».
«Или, например, известный в российском бизнесе предприниматель и президент наукограда «Сколково» тоже использует эти схемы. Года три назад он, например, сменил Цюрих на швейцарский кантон Цуг, потому что налоговые льготы для состоятельных иностранцев в Цуге оказались почти в два раза выгоднее», – рассказывает Кира Гин-Барисявичене.
Мир и современный бизнес устроены так, что такие схемы абсолютно легальны
«Мир и современный бизнес устроены так, что такие схемы абсолютно легальны. Можно ли это считать злостным уклонением от налогов – смотря с чем сравнивать. Если с нашими фирмами-однодневками или с «кипрами», то это разные уровни налоговой оптимизации», – добавляет юрист.
Стандартный механизм не действует
«Это объективная проблема, которая назрела уже давно. Никакие традиционные инструменты налогового администрирования не в состоянии достаточно эффективно ловить прибыли компаний, работающих в новой сфере электронной коммерции, из-за мобильности таких компаний. Для них абсолютно не важно, где находится их офис, работники, они могут перемещать свои активы, как им удобно. Стандартный инструмент – это признание постоянного представительства компании на территории той или иной страны. Как правило, это что-то фиксированное – офис, строительная площадка, производственные активы», – рассказывает газете ВЗГЛЯД Татьяна Малинина.
«Ранее на международном уровне предлагалось признать сервер постоянным представительством. ОЭСР даже принимает такой подход, но условно. Потому что сервер может просто выступать альтернативным ресурсом, с которого можно скачать программное обеспечение», – добавляет эксперт.
Однозначного решения такой проблемы до сих пор нет. Но то, что представители G20 изъявили желание найти решение этой проблемы и установили срок для работы, – это, бесспорно, шаг вперед, отмечает Малинина. «Но я не считаю, что это вызвано серьезными экономическими обстоятельствами типа кризиса и недополучения доходов в бюджет. Возможно, эта проблема сейчас стала острее, потому что сектор электронной коммерции быстро растет», – добавляет налоговый эксперт.
При этом предложение по сокращению различий между странами получения прибыли и странами уплаты налогов Малинина считает утопическим. «Во всем мире сделать единый налог на прибыль невозможно. Глобализация, конечно, идет, но не до такой степени. В рамках ЕС тоже хотели принять директиву, унифицирующую ставки по прямым налогам, в частности по налогу на доходы. Но им так и не удалось этого сделать», – говорит эксперт.
«В любом случае России стоит встраиваться в процесс нахождения решения для этой проблемы, участвовать в дискуссиях, предлагать свои варианты и примерять эти варианты на себя – сможем ли мы их администрировать. Какой бы вариант ни был предложен, боюсь, что он будет довольно дорог в администрировании. Особенно в наших условиях, когда налогоплательщики исторически к дисциплине не приучены», – отмечает Малинина.
Какой бы подход ни был выработан, если его не будут принимать все крупные страны, проблема решена не будет. «Потому что двойного налогообложения, как и отсутствия налогообложения, можно будет избежать только в случае общего международного согласия», – считает эксперт.
Борьба с уходом от налогов крупного в IT-сфере бизнеса является частью общего процесса по борьбе с «налоговыми гаванями», который активно начался после кризиса 2008 года, считает начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев.
«Страны G20 предпринимают активные действия по закрытию «черных» налоговых зон и создают условия для перехода де-факто национальных капиталов из офшорных зон полностью под национальную юрисдикцию. Якобы по случайному стечению обстоятельств во время и после кризиса серьезно пострадали «альтернативные» финансовые центры в Исландии, Ирландии, на Кипре», – говорит эксперт.
«Видя раздутую капитализацию и рентабельность таких гигантов, как Google и Apple, законодатели США интересуются, как эти гиганты могут еще и сильно недоплачивать налоги», – говорит Бушуев.