Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияГород-призрак
"Город моторов" Детройт объявил о банкротстве
В США произошло самое крупное муниципальное банкротство в истории страны. Детройт, некогда считавшийся главной промышленной мощью страны, оказался неплатежеспособным. Многие компании, в том числе автомобильные гиганты, могут покинуть город. Однако GM не боится последствий и уверяет, что останется в городе при любом раскладе.
Детройт когда-то был синонимом мощи промышленного производства США. Во время Второй мировой войны именно здесь собирали самолеты, танки и боеприпасы, за что город получил прозвище «Арсенал демократии», пишет The Washington Post.
В 1950-е годы Детройт был четвертым городом США с населением два миллиона человек. Это был крупнейший промышленный центр, столица автомобильной отрасли с самым высоким уровнем доходов на душу населения в стране. Однако с 1967 года город постепенно начал приходить в упадок, особенно этот процесс ускорился в последние годы.
Неудивительно, что в городе самый высокий уровень преступности среди всех крупных городов США с населением более 200 тыс. человек. Уровень убийств находится на исторически высоком уровне, и город в числе наиболее опасных уже более 20 лет.
Людям приходится ждать приезда полицейских в среднем 58 минут, хотя в среднем по стране ожидание не превышает 11 минут. По оценкам губернатора, около 40% улиц города не освещаются фонарями. Правительство города в последние годы погрязло в коррупционных скандалах.
В последние несколько десятилетий многие представители среднего класса, как белые, так и афроамериканцы, стали бежать из Детройта на фоне сокращения рабочих мест на автозаводах и роста преступности. Однако в итоге 83% населения Детройта составили афроамериканцы, что делает город первым в стране по этому показателю, передает USA Today.
Муниципалитет города ежегодно тратит на 100 млн долларов больше, чем зарабатывает, а остальное компенсирует займами.
Попытка спасти
Упадок экономики города сказался на бюджете Детройта: налоговые поступления снижались. В итоге Детройт влез в долги, которые оцениваются в разных изданиях от 18 до 19 млрд долларов.
В марте этого года федеральные власти назначили конкурсного управляющего Кевина Орра, который получил полномочия перезаключать контракты с поставщиками, а также ликвидировать наиболее ценные активы города. Раньше он спас от банкротства автомобильный концерн Chrysler.
- Китайские компании тайно захватывают авторынок США
- Детройт оказался на грани банкротства из-за мэра-рэкетира
- Банки в США составили "завещания" на случай банкротства
- Chrysler и Fiat ищут партнера в Восточной Европе
- Международный автосалон откроется в Детройте
Орр пытался спасти Детройт от банкротства с помощью радикальных предложений: например, госслужащие должны были сократить свои пенсионные выплаты, а инвесторы, вложившие деньги в муниципальные облигации, считавшиеся надежными активами, должны были нести потери по своим инвестициям. Но обе эти группы оказались против таких мер. Переговоры с кредиторами провалились, а муниципалитет допустил дефолт по 40-миллионным долговым выплатам в июне. Это и заставило Орра обратиться в суд с просьбой признать город банкротом.
Несколько политиков в самом Мичигане, а также в Вашингтоне пытались заставить правительство повторить опыт 1970-х годов: тогда президент Джеральд Форд спас от банкротства Нью-Йорк с помощью федеральных кредитов. Но сейчас это посчитали неправильным, иначе множество мелких и крупных городов могли бы последовать примеру Детройта.
По оценкам Орра, в долгосрочной перспективе внешний долг города может вырасти до 20 млрд долларов. Именно поэтому, по его словам, объявление банкротства может стать первым шагом к спасению Детройта из долговой ямы.
Губернатор Мичигана Рик Cнайдер поддержал решение Орра. «Единственный путь (спасти город) заключается в его радикальной реструктуризации. Город сумеет возродить сам себя, если над ним не будут довлеть невыполнимые обязательства. Ясно, что справиться с финансовым кризисом, не прибегая к этой мере, невозможно. Это единственно возможное решение проблемы», – приводит ВВС строки сопроводительного письма Снайдера федеральным властям США.
Что ждет город
Если город будет признан банкротом, то его активы пойдут на погашение долгов и пенсий. Согласно плану Орра, большинство кредиторов получат лишь центы на каждый вложенный доллар, а муниципальные работники – менее 10% от причитающихся им пенсионных и страховых выплат.
Между тем мэр города Дэйв Бинг вчера заверил, что зарплаты муниципальным служащим будут выплачиваться, чтобы городские службы работали без перебоев.
Возрождение города после банкротства может продлиться долго – один-три года – и обойдется очень дорого, заявил Reuters адвокат по банкротству компании Plunkett Cooney в пригороде Детройта Дуглас Бернштейн. «На это могут потребоваться десятки и даже сотни миллионов долларов», – сказал он.
Аналитики высказали опасение, что в сложившейся ситуации многие компании могут уйти из Детройта.
Но автогигант General Motors, штаб-квартира которого находится в Детройте, не испугался и заявил, что останется в городе при любом раскладе. Компания «с гордостью называет Детройт своим домом, и мы, как и другие, надеялись, что этот день не настанет». Однако в GM выразили уверенность, что с этого дня можно будет написать новую историю города с чистого листа.
В Ford Motor (базируется в пригороде Детройта) заявили, что «надеются, что правительственные лидеры будут успешными в укреплении сообщества».
Банкротство городов случается в США не впервые. Только в 2012 году о банкротстве объявили три калифорнийских города – Стоктон, Маммот и Сан-Бернардино.