Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевХодовой товар
Мир переживает бум торговли оружием
Несмотря на то, что последние годы стали для мировой экономики сложными, есть сфера, которая практически не пострадала от кризисных явлений. Торговля оружием переживает небывалый подъем. Причем вот-вот США потеряют ведущую роль на рынке вооружений.
По данным агентства IHS Jane's, объем торговли оружием в мире в 2008–2012 годах вырос на 30% – до 73,5 млрд долларов, несмотря на то, что на этот период пришелся кризис и снижение темпов роста экономики.
У крупнейших западных оружейных компаний нет выбора. Или им нужно наращивать экспорт, или сокращаться
Такому скачку в первую очередь способствовал оружейный бум в восточных странах, в частности, рост экспорта из Китая и резко возросший спрос на вооружения из таких стран, как Индия. К 2020 году объем мировой торговли оружием увеличится вдвое, считают в IHS Jane's. «Военные бюджеты перемещаются на Восток, и конкуренция на рынке вооружений растет. Это самый большой скачок в торговле, который когда-либо видел мир», – заявил старший руководитель IHS Jane's Пол Бертон. В исследовании компании было затронуто 34 тыс. государственных программ по покупке вооружений.
До последнего времени львиная доля рынка оружия принадлежала Соединенным Штатам. Но жесткое сокращение военных расходов, вывод войск с территории Афганистана приведут к тому, что доля США сократится до 30% к 2021 году, и тогда она станет меньше, чем у азиатских стран, чья доля по прогнозам составит 31%.
Затраты на вооружение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда входят помимо прочих Китай, Индия и Индонезия, вырастут на 35% в течение последующих 8 лет и достигнут отметки в 501 млрд долларов, сообщает Reuters. В это же самое время расходы США по данной статье снизятся на 28% – до 472 млрд долларов, полагают в IHS Jane's.
- Россия и Китай увеличили расходы на оружие
- Опубликован новый рейтинг мировых экспортеров оружия
- Россия возвращает назад оружейные рынки
- Обновлен рейтинг крупнейших производителей вооружений
«У крупнейших западных оружейных компаний нет выбора. Или им нужно наращивать экспорт, или сокращаться. Но при этом они могут посеять зерно их собственного краха: большие возможности на Востоке имеют негативную сторону, поскольку они подразумевают ослабление позиций США», – отмечает старший аналитик IHS Jane's Гай Андерсон.
Особенно беспокоит усиление военной мощи Китая, на которое нервно реагируют соседние страны – Япония, Южная Корея и другие. Китай активно пытается присвоить себе спорные острова в регионе, не стесняясь демонстрировать свое военное превосходство.
Индия и та же Южная Корея воспринимаются такими гигантами в сфере производства оружия, как Lockheed Martin, Boeing и BAE Systems, в качестве стран, куда они могут продавать истребители и другое оборудование с целью компенсировать снижение трат на вооружения среди западных стран. Но такие планы наталкиваются на необходимость инвестировать в оборонную промышленность этих стран.
Например, Индия ведет переговоры с французской компанией Dassault Aviation о покупке 126 боевых самолетов на общую сумму 12 млрд долларов. Но выдвигает условие, что 50% работ над ними должно быть произведено индийскими компаниями.
Китай, как ожидается, нарастит свой военный бюджет на 64% – до 207 млрд долларов к 2021 году. В это же время Индия и Индонезия увеличат военные расходы на 54% и 113% соответственно, говорится в исследовании. Эти страны настроены на то, чтобы создать мощную оборонную промышленность, которая была бы способна разрабатывать современное оборудование наподобие истребителей и авианосцев. Возможно, они даже будут в состоянии продавать на экспорт оружие мирового класса и станут серьезным конкурентом западным компаниям.
Другие исследовательские организации отмечают, что в мире действительно рост расходов на вооружения держится возле максимальных значений. В прошлом году, согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), соответствующие траты составили 1,75 трлн долларов, что на 0,5% меньше, чем в предыдущем году. При этом в СИПРИ оговариваются, что, несмотря на падение расходов, в реальном исчислении они все равно выше военных расходов стран на пике холодной войны.
Военные расходы в США упали на 6%, составив 682 млрд долларов, однако остались на 69% выше показателей 2001 года, ставшего началом «глобальной войны с терроризмом». Согласно анализу СИПРИ, впервые за годы после распада Советского Союза доля США в мировых военных расходах сократилась и не превысила 40%. Вместе с тем США, как и прежде, тратят в военной сфере больше всех.
На втором месте расположился Китай, увеличивший расходы на 7,8% (11,5 млрд долларов). На третьем – Россия с ростом на 16% (12,3 млрд долларов). Расходы Китая на военную технику в прошлом году специалисты СИПРИ оценивают в 166 млрд долларов, а России – в 90,7 млрд долларов.
В СИПРИ также отмечают, что баланс на рынке вооружений меняется в сторону усиления позиций стран АТР. «Мы видим то, что может быть началом сдвига баланса в мировых военных расходах от богатых стран Запада в сторону развивающихся регионов», – сказал руководитель программы СИПРИ по военным расходам и производству вооружений Сэм Перло-Фриман.
Директор российского Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко сказал газете ВЗГЛЯД, что расходы на вооружения будут расти в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку там идет самая настоящая гонка вооружений.
«Обострение ситуации на Корейском полуострове показало, что соседним странам необходимо иметь надежную систему ПРО и ПВО, и расходы на эти нужды будут являться приоритетными для ряда государств, которые чувствуют для себя угрозу со стороны Северной Кореи. Также из-за того, что Китай активно конвертирует свою экономическую мощь в военную, другие страны, видя это, увеличивают военные бюджеты. В целом регион конфликтогенный, и гонка вооружений там продолжится», – сказал эксперт.