Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
13 июня 2013, 19:25 • Экономика

Если случится кризис

Аналитики: Россия выдержит испытание новой рецессией

Если случится кризис
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Россия находится в списке развивающихся стран, готовых к следующей волне кризиса, проверил Deutsche Bank. Потому что ее золотовалютные резервы существенно превышают объем краткосрочных внешних долгов. Однако долгосрочные перспективы России могут оказаться не столь радужными, особенно если подведут цены на нефть, предупреждают экономисты.

Россия, как и Китай, готова к новой волне мирового кризиса, делается вывод в исследовании Deutsche Bank. Исследование проводилось только для развивающихся стран. Оценка готовности стран ко второй волне кризиса основана на правиле Гринспена–Гуидотти.

Если деньги всерьез побегут из России, то у правительства будет достаточно рычагов, чтобы сохранить управляемость экономики

Это правило гласит, что валютные резервы страны должны быть, по крайней мере, эквивалентны объему краткосрочных внешних долговых обязательств. В этом случае страна способна обслуживать все свои иностранные долги за следующие 12 месяцев. Если нет, то есть риск дефолта страны, проще говоря, банкротства. По мнению крупнейшего в мире денежного фонда PIMCO, это самая проверенная и популярная концепция адекватности резервов.

Как выяснили в Deutsche Bank, у России и Китая в этом плане все более чем хорошо. У этих стран краткосрочные долги составляют менее половины от государственных валютных резервов. КНР и РФ имеют профицит по счету текущих операций. Поэтому исследователи делают вывод, что Россия и Китай способны избежать дефолта и готовы ко второй волне кризиса.

Удовлетворительные показатели также продемонстрировали Корея, Польша, Индия, Индонезия и ЮАР. При этом Индия и Индонезия несколько ухудшили свое положение по сравнению с 2008 годом, а остальные три страны улучшили. Только Турция стоит особняком, указывают в Deutsche Bank. Она оказалась единственной развивающейся страной, не готовой к кризису. Потребность Турции в иностранном финансировании составила более 100%.

Российские власти также неоднократно говорили о том, что Россия лучше готова к возможному кризису, чем в 2008 году.

Президент России Владимир Путин недавно уверял, что несмотря на замедление роста российской экономики, у нее «достаточный запас прочности» в виде золотовалютных резервов, которые вместе с бюджетными резервными фондами создают надежную «подушку безопасности», цены на нефть остаются достаточно высокими, а реальные доходы продолжают постепенно расти.

Запас прочности

По данным Банка России, на 1 июня 2013 года объем золотовалютных резервов РФ составил 518,431 млрд долларов. При этом внешний долг страны по краткосрочным обязательствам на 1 января 2013 года существенно меньше – около 82 млрд долларов.

Согласно данным Банка России, доля краткосрочного долга составляет лишь около 15% от общей суммы долговых обязательств. Примерно такую же долю составляют краткосрочные обязательства по отношению к золотовалютным резервам страны.

«РФ действительно накопила достаточные золотовалютные резервы для того, чтобы в случае чего не допустить дефолта по своим обязательствам. Грубо говоря, если деньги всерьез побегут из России, то у правительства будет достаточно рычагов, чтобы компенсировать это и сохранить управляемость экономики», – соглашается директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.

«Россия лучше готова к кризису, который я, правда, совсем не жду, но тем не менее. Потому что многие уроки из кризиса 2008 года были учтены, и последующие пять лет развитие России шло с некими поправками на эти уроки», – считает директор аналитического департамента ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн.

«Самое важное, что регулирование в банковском секторе стало более жестким. Банки, которые тогда оказались наиболее уязвимыми, сейчас готовы к кризису значительно лучше. У них более высокие объемы резервов, лучше качество кредитных портфелей и более низкие объемы просроченной задолженности», – отмечает экономист.

«Во-вторых, за последние пять лет снизился ненефтегазовый дефицит бюджета по сравнению с началом 2008 года, хотя он все еще остается высоким. Но растет вклад внутреннего рынка товаров и услуг в целом в экономику страну, а не только нефтегазового сектора», – добавляет Рубинштейн.

Кроме того, крупные российские компании извлекли уроки из кризиса. «Они сейчас стали более эффективными и консервативными. Многие в последние годы накопили большие «подушки безопасности», не так перекредитованы», – поясняет экономист.

Риски будущего

В краткосрочном плане Россия действительно выглядит благополучной страной. Однако это не относится к более долгосрочной перспективе. По другим наиболее очевидным показателям, кроме отношения краткосрочного долга к ЗВР, запас прочности нашей страны заметно меньше, считает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

«При сложившихся к середине 2013 года ценах на нефть бюджет страны уже балансирует вблизи перехода в состояние дефицита. Возможное дальнейшее снижение цен повлечет за собой переход к дефициту бюджета и неизбежному наращиванию государственного долга. Объемы Резервного фонда и ФНБ смотрятся достаточно весомо и являются некоторой страховкой, но они легко могут растаять при снижении нефтяных цен до вполне вероятных значений в 90–80 долларов за баррель», – рассуждает экономист.

Объем Резервного фонда РФ сейчас составляет 1,9 трлн рублей, а Фонда национального благосостояния – 2,6 трлн рублей.

Поэтому, по его мнению, возможности Фонда национального благосостояния, который призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения россиян, должны восприниматься крайне критично в долгосрочном плане. Обеспечить сбалансированность (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ становится трудно даже при сегодняшних высоких ценах на нефть.

По словам Подлевских, правительство и банки при анализе уже происходивших кризисов не учитывают уникальные особенности текущего момента, а это крайне высокая ликвидность и связанная с этим неустойчивость финансовой системы.

«Правда, если все мировые экономики окажутся под ударом, то у России будет окно возможностей, когда нефть вновь превратится в привлекательный инвестиционный ресурс и цены на нее сильно вырастут. Тогда основные риски нашего государства, пусть даже и на непродолжительное время, будут уменьшаться», – замечает экономист.

Плюс в России на низком уровне находится долгосрочный показатель устойчивости государства в виде развитой диверсифицированной экономики, что будет создавать повышенную уязвимость, добавляет Подлевских.

И если кризис будет, то он вряд ли окажется безболезненным для рынка акций и облигаций. «Инвесторам, скорее всего, не удастся избежать серьезных потерь. В то же время сохранение целостности экономики и банковской системы означает, что после того как пройдет острая фаза, будут все условия для восстановления котировок бумаг», – отмечает Брагин.

..............