Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

6 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
24 мая 2013, 14:29 • Экономика

На Балканах трубам тесно

Балканские страны решили построить два газопровода

На Балканах трубам тесно
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Муравьев

Конкурентная борьба между газопроводами, которые пройдут по балканским странам и будут снабжать газом Европу, близка к развязке. Черногория, Албания, Босния и Герцеговина и Хорватия выбрали Трансадриатический газопровод. Таким образом, его шансы победить Nabucco выросли. Кроме того, ослабнут и позиции Газпрома.

Как сообщает МИД Черногории, правительства Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии и Черногории подписали меморандум о взаимопонимании, поддержке и сотрудничестве в строительстве двух новых газопроводов.

Государства-участники выразили полную поддержку проектам TAP и IAP

Это Трансадриатический (Trans Adriatic Pipeline, TAP) и Ионическо-Адриатический (Ionian Adriatic Pipeline, IAP) газопроводы. Стороны обязались содействовать развитию, финансированию и реализации проектов строительства газопроводов, а также готовить внутренние рынки для приема газа из Азербайджана и Каспийского региона, передает РИА «Новости».

«Государства-участники выразили полную поддержку проектам TAP и IAP, тем самым заявив о приверженности целям Евросоюза по диверсификации и обеспечению безопасности поставок газа в Европу», – сообщает МИД Черногории.

Трансадриатический газопровод длиной 870 километров должен будет транспортировать газ с месторождения «Шах-Дениз» в Западную Европу. Планируется, что труба свяжет Грецию, Албанию и через Адриатическое море выйдет в восточно-итальянский регион Апулию. Мощность TAP должна составить 10–20 млрд кубометров. 42,5% проекта принадлежат швейцарской компании Axpo, столько же – норвежской Statoil, 15% – германской E.ON Ruhrgas.

Что касается Ионическо-Адриатического газопровода длиной 530 километров, то он станет ответвлением от Трансадриатического. Он должен связать албанский город Фиери и хорватский Сплит через территории Черногории и Боснии и Герцеговины. Его стоимость составляет 610,5 млн евро.

Решение о поддержке балканскими странами этих газопроводов последовало буквально за несколько недель до того, как консорциум по разработке месторождения «Шах-Дениз» должен принять решение, с каким газопроводом работать: TAP или западным Nabucco. Последний должен обеспечить поставки газа в Австрию. Nabucco занимаются австрийская компания OMV, венгерская MOL, турецкая Botas и румынская Transgaz. Раньше в состав участников входила германская RWE, но в прошлом году она продала свою долю OMV.

Консорциум по разработке месторождения «Шах-Дениз», куда входят BP, Statoil, азербайджанская ГНКАР и Total, собирается начать экспорт газа в начале 2019 года. По сути, выбор в пользу одного из проектов: TAP или западного Nabucco – будет означать полное поражение второго.

Главная задача, которую ставили власти Евросоюза перед разработчиками проектов газопроводов, – это снижение зависимости от поставок газа из России. В этом смысле оба газопровода представляют собой опасность для проекта Газпрома «Южный поток», который также должен доставлять газ в Европу через южные страны.

Газопровод «Южный поток» уже начал строиться – в конце прошлого года был дан официальный старт строительства. Причем ранее предполагалось, что газопровод начнет строиться только в 2013 году, но нажим конкурентов заставил Россию сдвинуть сроки. Первый российский газ по трубе пойдет в декабре 2015 года.

Газпром стремится застолбить рынок, поскольку, как говорят эксперты, главная проблема «Южного потока» не столько в заполняемости, сколько в сбыте газа по газопроводу. И дело не в снижении спроса со стороны европейских потребителей, а в том, что «Южный поток» так и не получил особый статус и может попасть под действие Третьего энергопакета, отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Это означает, что Газпрому придется резервировать 50% в трубе на сухопутной европейской части под некий газ независимых производителей. Это может быть азербайджанский газ, но не в таких больших объемах. В итоге труба может оказаться наполовину пустой.

А между тем и Nabucco, и Трансадриатический газопровод получили статус TEN (трансъевропейская сырьевая инфраструктура) от Европы, а это означает, что таких проблем, как у «Южного потока», у них не будет.

«Прямыми конкурентами «Южного потока» Трансадриатический и Ионическо-Адриатический газопроводы назвать сложно. Однако их реализация определенно может ослабить позиции Газпрома в южной Европе, так как газ будет поставляться из стран Каспийского региона, тем самым снижая зависимость Европы от российского сырья», – сказал газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.

По его мнению, хоть страны Албания, Босния и Герцеговина и Хорватия не являются крупными потребителями газа, однако реализация проектов поможет укрепить позицию среднеазиатских поставщиков газа на крупных рынках Газпрома: в Турции и Италии. Григорий Бирг считает, что реализация газопровода TAP, наверное, более реалистична, чем Nabucco, так как он короче.