Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариевДенежный курорт
Экономисты сочли жесткое решение по Кипру справедливым
Европейские кредиторы разрешили Кипру снизить налог на небольшие вклады, но настаивают на том, что страна в любом случае должна собрать 5,8 млрд евро. То есть произойдет повышение налога для больших вкладов. Это может снизить градус критики в отношении самой идеи налога на депозиты, но многие эксперты считают, что в ней есть логика. И даже справедливость.
Во вторник парламент Кипра должен проголосовать по поводу введения единоразового налога на банковские депозиты, взимания которого требует Евросоюз. Только при этом условии он согласится выделить деньги на спасение Кипра от дефолта.
Если будет 10% потерь, то все вкладчики могут вздохнуть спокойно, потому что в ином случае потери будут существенно больше
Изначально обсуждалась идея обложить депозиты размером больше 100 тыс. евро налогом в 9,9%, меньшие суммы – налогом в 6,75%. Правда, теперь есть информация, что эти условия будут изменены. Кипр настаивает, чтобы меньшие суммы вкладов «пожалели» и взяли с них меньший процент.
Еврогруппе, в общем, все равно. Главное условие – собрать 5,8 млрд евро – сумму, о которой была достигнута договоренность в прошлую субботу на заседании глав минфинов зоны евро. Как она будет собрана, ее не волнует. Поэтому обсуждается возможность не облагать налогом вклады до 20 тыс. евро. На вклады от 20 до 100 тыс. евро будет введен налог в 6,75%, а на вклады от 100 тыс. евро и более – 13–15%. Но пока это обсуждается.
Но даже при таких условиях прохождение законопроекта через парламент вызывает большие сомнения. Если раньше говорилось о том, что правительству Кипра не хватает в 56-местном парламенте всего одного голоса, то во вторник дефицит составляет уже девять голосов.
Причем подвели президента Кипра Никоса Анастасиадиса свои же. Восемь депутатов поддерживавшей президента на выборах Демократической партии (ДИКО), у которой в парламенте в общей сложности 28 голосов, вроде бы отказались поддержать законопроект.
Впрочем, президент и сам не питал иллюзий по поводу прохождения законопроекта. «Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, которое одобрит соглашение, вы меня не слушали. Передайте привет госпоже Меркель», – передал слова Анастасиадиса местный телеканал Mega, на который ссылается РИА «Новости».
При таком развитии событий страну ожидает банкротство, причем в ближайшее время, сообщил источник в правящей партии. В этой ситуации у Анастасиадиса, по его словам, остается один выход: обратиться за помощью к России. Источник, на который ссылается ИТАР-ТАСС, сообщил, что президент собирается сегодня звонить в Москву.
Так или иначе сама идея взимания налога с депозитов резидентов и нерезидентов Кипра вызвала бурную реакцию как в России, так и на Западе. Причем реакцию по большей части негативную. Главным аргументом критиков налога является то, что люди не должны расплачиваться их личными деньгами за кризис, в котором они неповинны.
- Газпром предложил спасти Кипр в обмен на газ
- Кипр может повысить налог на крупные депозиты до 15,6%
- Британские СМИ подсчитали потери россиян в кипрских банках
- СМИ: Россия предложила Кипру помощь в обмен на военную базу
«Перейти Рубикон в отношении застрахованных вкладов и нарушить прямую гарантию (их неприкосновенности) – вы можете называть это налогом или как-то еще, но фактическое нарушение гарантии открывает множество различных возможностей для оказания дестабилизирующего эффекта в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном плане», – сказал в интервью Reuters управляющий директор Института международных финансов Тим Адамс. По его мнению, это создает опасный прецедент. В другом случае, когда в какой-либо стране разразится кризис, вкладчики задумаются, а не стоит ли им быстро вытащить свои деньги из банков, пока их не постигла участь кипрских депозитов.
И он еще мягко сказал. Джим О'Нил, председатель совета директоров Goldman Sachs Asset Management, назвал решение Евросоюза «ошеломляющим». По его мнению, в нем нет и «малейшей мысли о том, какое пагубное влияние оно окажет на зону евро и, возможно, весь остальной мир».
Известный рыночный аналитик Марк Грант, который давно предсказывал экономический коллапс в Европе, вообще сравнил действия европейских кредиторов с «изнасилованием». «Будьте внимательны, пожалуйста. Евросоюз, Европейский центральный банк и МВФ только что стали сторонниками конфискации частной собственности под своим патронажем», – сказал он.
Но можно заметить, что аргументы критиков лежат скорее не в области экономики, а в области морали. А как только более хладнокровные специалисты в области финансов пытаются проанализировать ситуацию, оказывается, что все не так однозначно. Ведь, по большому счету, выхода у Кипра нет.
«Я считаю, если будет 10% потерь, то все вкладчики могут вздохнуть спокойно, потому что в ином случае... потери будут существенно больше», – цитирует бывшего министра финансов России Алексея Кудрина ПРАЙМ.
Солидарен с ним и его бывший коллега – заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. «Понятна решимость Кипра получить дополнительные доходы, понятно, что давление на них со стороны ЕС страшное, понятно, что они поддаются этому давлению. Но все-таки они выбирают более разумное предложение, чем раньше предлагал ЕС: просто заморозить счета на 30 лет. Они выбирают более мягкий вариант», – приводит его слова «Интерфакс».
Более того, Шаталов, в общем-то, объясняет мотивацию Евросоюза в его жестких шагах в отношении Кипра. По его словам, если налогом обложат не всю сумму депозитов, а только процентный доход, то это будет «абсолютно не страшно, даже справедливо». «Потому что если такие доходы не облагаются налогом, это значит, что государство самостоятельно отказывается от доходов, которые возникают на его территории, это просто неправильно, это деформация налогообложения», – сказал Шаталов.
Западные эксперты указывают на то, что Кипр – это, мягко говоря, не совсем обычная страна. «Банковская система Кипра весьма отличается от таковой любой другой страны еврозоны», – отмечает главный экономист UniCredit Эрик Нильсен. По сути, Кипр – офшор, создавший очень благоприятные условия для денег, своего рода курорт. Банковский сектор страны – это около 70 млрд евро на депозитах, из которых половина принадлежит иностранцам. ВВП Кипра составляет всего 17 млрд евро.
Между прочим, проблемы у банков Кипра начались отнюдь не вчера. Главная причина, по которой страна нуждается в денежных вливаниях, чтобы избежать дефолта, состоит в том, что кипрские банки активно скупали греческие долговые бумаги. После реструктуризации долгов Греции кипрские банки понесли большие потери. То есть тревожный сигнал для тех, кто держит деньги на Кипре, прозвучал давно. Но мало кто удосужился вывести свои средства, пишет The New York Times.
Газета указывает на то, что кипрские иностранные вкладчики, которые себя хорошо чувствовали в условиях офшора, играли в рулетку, рассчитывая, что кипрские банки будут просто спасены денежными вливаниями из ЕС. Что ж, их ставка проиграла, им самим придется заплатить за свой риск.
О том, насколько хорошо держать деньги на Кипре по сравнению, скажем, с США, свидетельствуют следующие цифры. За пять лет при ставке 5% годовых на Кипре при вкладе в 100 тыс. евро вкладчик получит 127 600 евро. После обложения новым налогом, если будет взято за основу базовое соглашение, он составит 10%, с него снимут 12 760 евро. Останется 114 840 евро. В США же за пять лет при ставке в 1% вкладчик получит всего 105 тыс. при вкладе в 100 тыс.
Что касается России, то если взять за основу процентную ставку 4,5% годовых, то доход по вкладу в 100 тыс. евро за пять лет составит 22 500 евро. Но, как указывает аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова, «держать на российских счетах большие объемы средств может быть небезопасно как из-за высокого уровня инфляции (в среднем по еврозоне он ощутимо ниже), так и из-за наличия некоторых политических рисков».
«Бизнес старается, согласно стандартной схеме, вывести средства за рубеж с тем, чтобы либо сохранить их для нужд компании, либо рассчитаться с иностранными партнерами. В России остается ровно тот объем капитала, который необходим на месте для расширения бизнеса и стандартных расходов», – сказала она.
«На Кипре налог на доходы – всего 10% (вместо 20% в России), налог на дивиденды – 5% (вместо 9% в России). Россияне используют Кипр для оптимизации налогов, для вывода прибыли (дивидендов), для оформления своей производственной собственности на кипрские прокладки. И, конечно, они хранят там «заначки» на черный день», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.