Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияСлишком много машин
ЛУКОЙЛ пугает Россию дефицитом бензина
России грозит нехватка автомобильного топлива, и связано это не только с предстоящим ростом автопарка и недостаточной мощностью НПЗ, но и с исчерпанием главного ресурса планеты – нефти. Соответствующий прогноз дала одна из крупнейших нефтяных компаний России – ЛУКОЙЛ. Для предотвращения подобного сценария нефтяникам придется решить только одну проблему.
К 2030 году в России может образоваться дефицит автомобильного бензина, заявил старший менеджер ЛУКОЙЛа Ахмед Гурбанов на конференции Creon Energy.
Это не страшилка, чтобы запугать кого-то. Это повод для того, чтобы рассмотреть возможность перевода хотя бы части автомобилей на газовое топливо
К 2020 году объем производства бензинов в стране достигнет максимального уровня, исходя из производственных мощностей и достигнутой максимальной глубины переработки нефти, говорится в презентации ЛУКОЙЛа «Ценообразование на газ в РФ: новые реалии». В 2018–2025 годах на рынке будет профицит бензинов, однако уже в 2025 году спрос на них превысит предложение, а нарастить производство будет нельзя из-за технологических ограничений на НПЗ. Кроме того, объем производства бензина в 2028 году начнет снижаться уже из-за сокращения добычи нефти, говорится в докладе.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД представитель пресс-службы ЛУКОЙЛа, прогноз делается на основе ожиданий по росту автопарка в стране при существующих мощностях НПЗ, которых может просто не хватить для переработки при возросшем уровне потребления автобензина.
«Если исходить из реалий сегодняшнего дня, то к 2020 году производство бензина достигнет максимального уровня, исходя из количества заводов, их технического состояния и проведенной на них модернизации. Автомобильный парк в РФ растет очень быстро. Не исключено, что после 2025 года потребление бензина продолжит расти и к 2030 году может превысить отметку в 55 млн тонн в год против 35 млн тонн сейчас. После 2025 года заводы России могут столько и не производить», – поясняет газете ВЗГЛЯД представитель пресс-службы ЛУКОЙЛа.
«Пока ни у кого нет планов по строительству новых НПЗ, кроме одного, который собирается строить Роснефть на Дальнем Востоке, но он будет ориентирован на экспорт», – отмечает представитель ЛУКОЙЛа.
За последние 15 лет автопарк страны увеличился в два раза, сегодня уже каждый четвертый россиянин имеет собственный легковой автомобиль. Рост автопарка продолжится, и уже к 2025 году российский авторынок достигнет своего насыщения, прогнозируют эксперты PwC. Россия по уровню автомобилизации достигнет показателей таких стран, как Япония, Франция и Великобритания, а количество автомобилей на тысячу человек достигнет 400 единиц.
В Роснефти, Сургутнефтегазе и «Газпром нефти» не смогли оперативно высказать свои ожидания по этому вопросу.
Выход есть
«Это не страшилка, чтобы запугать кого-то (о дефиците автобензина – прим. ВЗГЛЯД). Это повод для того, чтобы рассмотреть возможность перевода хотя бы части автомобилей на газовое топливо», – отмечает представитель пресс-службы нефтяной компании.
- В Восточной Сибири начинают "охоту" на новые месторождения
- Эксперты подсчитали, когда закончится нефть
- Минэнерго: Грядет падение добычи нефти
- Обнародованы планы перевода автобусов на газовое топливо
- Для месторождений с труднодобываемой нефтью снизят НДПИ
Ахмед Гурбанов предлагает преодолеть дефицит автобензина на российском рынке к 2030 году за счет перевода части транспорта на компримированный (сжатый) природный газ (КПГ).
Для сбалансированной структуры потребления моторных топлив уровень потребления КПГ должен составить около 4 млн тонн в год, считают эксперты ЛУКОЙЛа. Для увеличения уровня потребления КПГ в России до 3–5 млрд кубометров в год, т. е. в 10–20 раз с нынешнего уровня, потребуется не менее 8–10 лет интенсивного развития сектора при активной поддержке государства, полагают авторы презентации.
При этом в докладе указывается, что доля сжиженного газа в качестве моторного топлива не сможет быть увеличена из-за ограниченного ресурса, связанного с падением добычи нефти.
Правительство уже обратило внимание на газомоторное топливо. В мае этого года премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому к 2020 году планируется перевести половину общественного автотранспорта на метан (в городах-миллионниках). Газпром и Роснефть заявили о готовности создать развитую инфраструктуру для заправки метаном, а отечественные производители, в том числе группа «ГАЗ» и КамАЗ, – о расширении линейки моделей, работающих на метане.
Добыча нефти
«Россия добывает гораздо больше нефти, чем сегодня требуется стране, – свыше 500 млн тонн в год. Поэтому большое количество сырой нефти идет на экспорт, внутри страны ее просто девать некуда», – отмечают в ЛУКОЙЛе.
Однако риск падения добычи нефти существует, что также может стать причиной дефицита автобензина в стране.
«Если не предпринимать никаких действий, то в ближайшее время в России при существующем налоговом режиме добыча нефти может начать снижаться. Собственно, она уже снижается в традиционном регионе – в Западной Сибири – из-за старости», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Однако тенденцию падения нефтедобычи можно преодолеть. «Можно применять новые технологии, которые позволяют извлекать больше нефти. Есть такое понятие, как коэффициент извлечения нефти. В зависимости от региона он колеблется, но в среднем по России не выше 25%. Это значит, что извлекается только 25% нефти, а 75% запасов остается в недрах, их просто невозможно существующими технологиями оттуда извлечь. В Норвегии коэффициент извлечения нефти сейчас 60%. Если нам решить эту общеотраслевую проблему, то вообще никакого падения добычи не будет», – уверяют в пресс-службе компании.
«Но компании не в состоянии эту проблему решить в одиночку. Новые технологии дорогие, поэтому просто купить норвежские или американские технологии и применить в Западной Сибири недостаточно. Получится так, что добыча на части или даже половине месторождений станет нерентабельной. Поэтому нужны совместные усилия государства и компаний», – добавляет представитель компании «ЛУКОЙЛ».
По оценкам «ИнфоТЭК-Консалт», за счет применения с 2005 года плоской шкалы НДПИ Россия потеряла 1 млрд тонн извлекаемых запасов нефти. Из-за такого налогообложения объекты с трудноизвлекаемыми запасами нефти были искусственно выведены из хозяйственного оборота, так как их стало невыгодно разрабатывать.
«Если говорить о добыче, то мы потеряли порядка 20 млн тонн нефти в год. При ежегодной добыче 500 млн тонн кажется, что небольшие потери. Но это 10 млрд долларов в год и 80 млрд долларов с 2005-го по 2012 год», – посчитал гендиректор «ИнфоТЭК-Консалт» Рустам Танкаев. По его словам, при этом государство получает с каждой тонны добытой нефти порядка 500 долларов.
Впрочем, российские власти уже озаботились этой проблемой. Был разработан и летом уже подписан Владимиром Путиным закон о дифференциации НДПИ на добычу трудноизвлекаемой нефти. Это позволит вовлечь в разработку большое количество трудноизвлекаемых запасов.
Кроме того, эксперты указывают, что падение на старых советских месторождениях Западной Сибири будет компенсироваться ростом на новых месторождениях Восточной Сибири. В итоге России, которая занимает второе место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии, по силам удержать высокие темпы добычи.
Это подтверждает и октябрьский прогноз МЭР, в котором ожидается рост добычи нефти в России до 2030 года на 5–13 млн тонн – до 520–525 млн тонн в год.