Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

2 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
18 ноября 2013, 19:15 • Экономика

Торг на новом уровне

Украина передумала отказываться от российского газа

Торг на новом уровне
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

«Нафтогаз Украины», который на днях заявил о прекращении закупок газа у России до конца года, неожиданно передумал. В ответ на что Газпром, в свою очередь, пошел на компромисс по оплате украинских долгов. За этим скрывается желание Киева отказаться от соглашения об ассоциации с ЕС в обмен на газовые преференции, считают эксперты.

«Нафтогаз Украины» возобновил закупку газа у Газпрома и будет продолжать импортировать российское топливо до конца текущего отопительного сезона, сообщил в понедельник глава минэнерго Украины Эдуард Ставицкий.

Янукович готов отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Европой. Вопрос в том, что он за это «слупит» с России

Нафтогаз полностью перестал закупать российский газ у Газпрома с 8 ноября, решив начать использовать запасы подземных газовых хранилищ для обеспечения украинских потребителей. Буквально в середине прошлой недели минэнерго Украины уверяло, что не собирается покупать российский газ вплоть до конца года.

Такому решению Нафтогаза предшествовала нервная ситуация с задолженностью Украины перед Газпромом за уже поставленный газ в августе и в октябре этого года (за сентябрьские поставки Киев заплатил). Сначала Нафтогаз не сумел вовремя оплатить 882 млн долларов за августовский газ, даже несмотря на то что Газпром отодвинул срок оплаты на один месяц (на 1 октября).

Тогда российская монополия при поддержке премьер-министра Дмитрия Медведева пригрозила Нафтогазу перейти на систему стопроцентной предоплаты, если Киев не решит проблему долгов. Как отмечали эксперты, для Нафтогаза, который находится в предбанкротном состоянии, переход на предоплату означал бы невозможность оплаты и, как следствие, остановку поставок газа со стороны Газпрома на законных основаниях.

Потом стало известно, что украинская сторона задолжала Газпрому еще 1,355 млрд долларов за октябрьские поставки. Здесь возник новый конфликт из-за суммы. Российская монополия официально заявила, что Украина должна 1,355 млрд долларов за поставленные 3,2 млрд кубометров газа (цена – 423 доллара за тысячу кубометров газа), однако Нафтогаз заявил, что выбрал газа куда меньше и должен лишь 15 млн долларов.

Впрочем, позже Нафтогаз согласился признать своими 1,4 млрд кубометров из поставленных 3,2 млрд и заплатить Газпрому за 1,3 млрд кубометров газа (это 550 млн долларов, исходя из цены 423 доллара за тысячу кубометров), а остальное – это долг компании Ostchem украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа, давнего партнера Газпрома.

В понедельник стало известно, что Газпром и Нафтогаз достигли компромиссной договоренности о новом графике оплаты поставок российского газа, «которая позволит Украине своевременно оплачивать» газ и «в то же время удовлетворить потребности» Газпрома и транзита в Европу, заявил глава минэнерго Эдуард Ставицкий.

Долги перед Газпромом за потребленный в августе и октябре газ «Нафтогаз Украины» намерен погасить до конца года. По данным Газпрома на 14 ноября, общая задолженность «Нафтогаза Украины» перед Газпромом составила 1,3 млрд долларов, а по данным на 18 ноября – 1 млрд долларов.

Европа – под ударом

«Суть заявлений Украины, что им российский газ не нужен, заключалась в том, что он действительно им не нужен, пока газ есть в хранилищах. Других вариантов, откуда брать газ, у них все равно нет. Объемы реверса газа из Европы – курам на смех. Но это сейчас они такие гордые, когда есть эта подушка. Все понимают, что если в хранилище всего 18 млрд кубометров газа, то запасы очень быстро будут таять, естественно, пострадает Европа», – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Газпром в конце прошлой недели заявил, что при таких темпах отбора газа Украиной из подземных хранилищ к началу похолодания в ПХГ Украины останется всего 14 млрд кубометров вместо закачанных 17,6 млрд. Тогда как для бесперебойного транзита газа в Европу через Украину надо было закачать все 21,5 млрд кубометров голубого топлива.

«Это катастрофа. В таких условиях транзит газа из России (в Европу – прим. ВЗГЛЯД) в зимних условиях невозможен по причине того, что газа в подземных хранилищах не хватит для компенсации отбора потребителями Украины», – заявил в четверг заместитель председателя правления Газпрома Виталий Маркелов.

«Подача газа в Европу происходит через Украину на востоке, для потребителей Украины отбирается транзитный газ, подчеркиваю, транзитный газ с возмещением из подземных хранилищ, которые расположены на западе Украины», – объяснил Маркелов.

Под угрозой оказался транзит газа в Европу зимой, что серьезно напугало европейских потребителей. «Мы получаем шквал звонков. Потребители в Европе обеспокоены сложившейся ситуацией. Все понимают риски. Ситуация серьезная», – добавил Маркелов.

В пятницу глава правительства России Дмитрий Медведев во время телефонного разговора с украинским коллегой Николаем Азаровым также обратил внимание на то, что Киеву надо исполнять обязательства по закачке газа в ПХГ для выполнения международных контрактов.

#{ussr}Логика Украины

Впрочем, Киев неожиданно передумал и решил возобновить закупку газа у Газпрома не потому, что европейцы оказали влияние на решение Украины. «Это скорее не давление Европы, а наши с ними разборки (России с Украиной – прим. ВЗГЛЯД)», – считает Константин Симонов.

«Речь идет о том, что Янукович (президент Украины) готов отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Европой. Вопрос в том, что он за это «слупит» с России. Идея простая. Янкович заявил, что подпишет это соглашение, а теперь прибежал к Путину и стал намекать, что, в принципе, он готов ничего не подписывать, но, конечно, не бесплатно. Я предполагаю, что последние дни будут проходить в отчаянном торге», – так видит ситуацию Константин Симонов.

Эксперт объясняет свои выводы так: «Если бы, например, Путин окончательно понял, что Янукович подпишет этот документ, то я думаю, что была бы дана команда придерживаться самой жесткой позиции по отношению к Украине по августовскому и октябрьскому долгам и по общему долгу за недобор газа в этом и прошлом году». Для жесткой политики у Газпрома есть масса аргументированных поводов, добавляет он. К числу жестких мер относятся введение предоплаты за газ и судебный иск для взыскания компенсаций за недобор газа Киевом по правилу take and pay, зафиксированному в газовом договоре 2009 года.

«Однако мы видим, что Газпром и Нафтогаз пришли к временному компромиссу, обе стороны сделали шаг навстречу друг другу. Стороны сейчас не заинтересованы в конфликте, потому что появилась почва для переговоров», – уверен собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Компромисс со стороны России заключается в следующем. «Долг только по октябрю был 1,3 млрд долларов, но в итоге он превратился в суммарный долг Нафтогаза и за август, и за октябрь. Это значит, что Газпром согласился часть выплат за октябрьские поставки переписать на Фирташа. При этом изначально сложилось впечатление, что Нафтогаз убеждал Фирташа зачесть октябрьский газ как свой, а Фирташ отказывался это делать, потому что это не его газ, он его не закачивал. Но в итоге Газпром дал согласие на эту схему», – рассуждает Симонов.

Компромисс со стороны Украины состоит в том, что Нафтогаз сначала говорил, что за октябрь должен Газпрому лишь 15 млн долларов, а теперь он признал, что купил газа почти на полмиллиарда долларов, отмечает Симонов. И, наконец, Нафтогаз отменил свое решение отбирать газ из подземных хранилищ вместо покупки российского голубого топлива.

«В свете этих событий мне кажется, что сейчас на уровне первых лиц решается цена вопроса – за сколько Янукович откажется от Вильнюса (в этом городе 28 ноября должно состояться подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС). Это любимая тема Януковича – продать политику за газ. Вопрос в том, «купимся» мы на это или нет», – считает Константин Симонов.

Он считает, что Янукович в конечном счете обменяет Вильнюс на некие газовые преференции, например на снижение цены на газ.

«В идеале можно было снова заговорить о теме вступления Украины в Таможенный союз. Но хитрость Януковича в том, что, подняв ставки, он снял эту тему с повестки дня. Сейчас не до Таможенного союза, сейчас главное, чтобы они в эту ассоциацию не вступили. Если раньше мы угрожали Украине газом, если она не вступит в ТС, то теперь Киев угрожает тем, что станет ассоциированным членом ЕС, то есть Янукович изменил систему торга», – поясняет Симонов.

«Я думаю, что в отношениях России и Украины эта неделя будет самой интригующей», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД. Ранее стало известно, что российский и украинский премьеры должны продолжить обсуждение газового вопроса 20 ноября, на саммите глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге.

Если вдруг Янукович все-таки пойдет на подписание соглашения с ЕС, «тогда его будут бить из всех орудий, в том числе газового, и пощады ему ждать не стоит, на что ему уже откровенно намекнули заявлением об августовском долге и введении предоплаты за поставки газа», резюмирует Симонов.

..............