Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияЗа долг в полтора миллиона рублей
АвтоВАЗ требуют признать банкротом
Инвесткомпания «Развитие» подала в суд заявление о признании АвтоВАЗа банкротом. Безусловно, это просто юридический трюк – сумма претензий к крупнейшему российскому автопроизводителю не превышает 1,5 млн рублей, что примерно равно стоимости пяти автомобилей «Лада». Угроза АвтоВАЗу исходит совсем с другой стороны.
Инвестиционная компания «Развитие» подала в Арбитражный суд Самарской области заявление о признании банкротом АвтоВАЗа, сообщили в пятницу РАПСИ в суде.
Если конъюнктура продолжит стремительно ухудшаться, то я не исключаю, что правительство примет меры для того, чтобы не допустить банкротства компании
АвтоВАЗ задолжал ИК «Развитие» 1,5 млн рублей, которые компания и пытается вернуть. Это долг АвтоВАЗа с 2009 года перед Ижавто, который был переуступлен ИК «Развития». С тех пор Ижавто обанкротился, и АвтоВАЗ выкупил активы предприятия. Долг образовался из-за поставленной АвтоВАЗом партии машинокомплектов для Lada на Ижавто.
Однако тольяттинский завод не спешит выплачивать долг. Между тем арбитраж Самарской области 9 августа по иску ИК «Развитие» потребовал взыскать с АвтоВАЗа 1,5 млн рублей долга. 11-й Арбитражный апелляционный суд 6 ноября подтвердил законность этого решения.
В АвтоВАЗе говорят, что между «Развитием» и заводом имеет место обычный хозяйственный спор о взыскании задолженности на 1,5 млн рублей по договору поставки сборочных комплектов автомобилей Lada, который рассматривается Арбитражным судом. При этом на данный момент в АвтоВАЗ не поступало каких-либо данных о возбуждении производства по исполнительному листу или о заявлении истца от 12 ноября о признании должника банкротом, отметили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе АвтоВАЗа.
Банкротства из-за иска АвтоВАЗу сейчас не грозит, считают эксперты. Для инвесткомпании это тактический шаг, который позволяет выбить долги из должника.
«Дело в том, что если компания не может выплатить долг, она обязана сама подать в суд на собственное банкротство. Если она этого не делает, ее руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам своей компании. А если на банкротство подает не должник, а кредитор, последний получает возможность назначать кандидатуру дружественного арбитражного управляющего. Как следствие, кто первый быстрее подаст на банкротство, тот будет больше влиять на его процесс», – объясняет партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов.
«Неисполненное решение суда на 1,5 млрд не в состоянии сделать банкротом целый завод, стоимость активов которого многократно выше имеющегося долга», – считает Варламов. «Долг в размере 1,5 млн рублей является ничтожно малым для АвтоВАЗа и не грозит ему банкротством или репутационными рисками», – соглашается старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский. «Скорее всего, по решению суда данная задолженность будет погашена АвтоВАЗом или будет признана ничтожность притязаний «Развития», – считает он.
«На следующем судебном заседании юристы автозавода могут предъявить платежные поручения, свидетельствующие о погашении долга, и производство по заявлению о банкротстве будет прекращено», – предполагает Сергей Варламов.
Снова убыточный
Однако ситуация на АвтоВАЗе не вызывает оптимизма. Производственные мощности тольяттинского завода позволяют выпускать свыше 800 тыс. автомобилей в год. В планах к 2020 году довести объемы производства до 1 млн машин в год. Однако сейчас объемы производства и продаж оставляют желать лучшего. За последние 10 месяцев продажи АвтоВАЗа упали на 12,8% по сравнению с прошлым годом – до 443 тыс. автомобилей. Причем специально запущенная в этом году правительством программа льготного кредитования ситуацию не улучшила.
- Продажи АвтоВАЗа с начала года упали почти на 13%
- Главу Группы ГАЗ Андерссона утвердили президентом АвтоВАЗа
- В России перестали выпускать "классику"
- Российские автозаводы отчитались об убытках за полгода
- Под брендом Lada будут выпускаться игрушки
В качестве причин такого результата в компании указывают замедление роста экономики, инвестиционные затраты на модернизацию и постановку на производство новых моделей Lada и автомобилей альянса Renault-Nissan, а также недостаточную загрузку производственных мощностей из-за обновления модельного ряда.
Прибылью и ростом выручки АвтоВАЗ похвастаться в этом году также не может, в отличие, например, от трех предыдущих лет. Так, в первом полугодии этого года предприятие получило убыток по МСФО в 2,618 млрд рублей против прибыли в 27,39 млрд рублей годом ранее. Выручка за этот период снизилась на 6,2 млрд рублей (на 7%) до 82,980 млрд рублей по сравнению с прошлогодним периодом.
Заводу приходится в этом году активно наращивать долги, чтобы выжить. Так, в августе он привлек кредитную линию государственного ВЭБа на 25,225 млрд рублей на 10 лет. Причем размер сделки от стоимости активов АвтоВАЗа на тот момент достиг 17,47%.
При этом в декабре прошлого года ВЭБ пообещал выделить АвтоВАЗу около 60 млрд рублей на финансирование программы развития завода до 2020 года.
В первом полугодии долг АвтоВАЗа вырос на 35% до 39,6 млрд рублей (данные МСФО). По итогам третьего квартала 2013 года АвтоВАЗ увеличил объем заимствований на 9,8 млрд рублей, соответственно, проценты к уплате увеличились на 0,5 млрд рублей, сообщало предприятие. В случае дальнейшего сокращения продаж и роста убытков заводу придется снова поддерживать свое производство за счет кредитов от подконтрольного государству банка.
На фоне кризисного 2009 года
Впрочем, в сравнении с 2009 годом, когда АвтоВАЗ реально оказался на грани банкротства, дела у завода не так печальны.
Так, к августу 2009 года кредиторская задолженность завода достигла 92 млрд рублей, причем более 82 млрд рублей имели срок платежа до одного года. Это долги перед поставщиками и подрядчиками, перед банками и другими кредитными организациями. В итоге завод начал работать только на банки и прочих заемщиков, да еще и с отрицательной рентабельностью, каждый квартал фиксируя убытки по 6–7 млрд рублей.
«Сейчас АвтоВАЗ нельзя назвать банкротом, так как он способен оплачивать обслуживание по долгам в срок, а также рассчитываться с поставщиками и подрядчиками, несмотря на ухудшение финансовых показателей», – говорит старший аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
«В 2008–2009 годах ситуация была критическая, так как завод постоянно генерировал убытки от операционной деятельности, чем больше автомобилей он производил, тем больший убыток он получал, – напоминает Шенк. – Сейчас в целом компании удалось достичь околонулевой рентабельности, сократив операционные расходы, а также реструктуризировать задолженность – не без помощи государства».
По его оценке, текущий график погашения долгов является довольно комфортным для АвтоВАЗа, а коэффициент текущей ликвидности в целом приемлемый и составляет 1,11, следовательно, компания платежеспособна.
Андрей Шенк считает, что сейчас у АвтоВАЗа еще есть определенный запас прочности, в целом ситуация может начать стабилизироваться. «Падение продаж происходит на фоне слабой конъюнктуры в сегменте, где сосредоточено более 90% продаж АвтоВАЗа, однако определенный эффект дал процесс смены модельного ряда. После завершения этого процесса, а также запуска контрактной сборки моделей Renault и Nissan ситуация начнет стабилизироваться», – прогнозирует он.
Однако риски доведения ситуации на АвтоВАЗе до предбанкротного состояния нельзя исключать до конца. Впрочем, государство, не допустившее банкротства АвтоВАЗа в 2009 году, в любом случае не допустит этого и впредь. «Если конъюнктура продолжит стремительно ухудшаться, то я не исключаю, что правительство примет меры для того, чтобы не допустить банкротства компании», – говорит Андрей Шенк.
Напомним, что после кризиса в 2009 году последние три года АвтоВАЗу удавалось быть прибыльным. Связано это было в основном с выданными Ростехом беспроцентными займами. Такова была господдержка завода – ему выдали в общей сложности 75 млрд рублей через Ростех. Потом заводу помогли программы утилизации автомобилей и льготного автокредитования.
Однако с завершением этих программ продажи АвтоВАЗа снова стали падать и продолжают снижение теперь уже не фоне общего падения на легковом рынке автомобилей. Замедление роста экономики России в целом также ведет к снижению спроса на автомобили в экономическом сегменте, где главным игроком традиционно является АвтоВАЗ.