Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевМеньше на две трети
Две трети украинского автопрома потеряно из-за действий РФ
Украинский автопром упал более чем на 60%, 17 тыс. рабочих едва не потеряли свои рабочие места. И все это из-за введенного Россией утилизационного сбора, жалуется украинский премьер-министр Николай Азаров. Будущее украинской автомобильной промышленности, похоже, еще более печально: значительная ее часть будет заниматься выпуском китайских машин.
Утилизационный сбор, введенный в России в 2012 году в отношении импортеров автомобилей, привел к серьезным последствиям для украинского автопрома, заявил премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании правительства в среду.
Отечественный автопром потерял 60% объемов производства. Как следствие, стоял вопрос об увольнении около 17 тыс. рабочих
«Введение Российской Федерацией утилизационного сбора на автомобили привело к тому, что отечественный автопром потерял 60% объемов производства. Как следствие, стоял вопрос об увольнении около 17 тыс. рабочих», – отметил Азаров.
По его словам, лишь «вынужденные симметричные меры» затормозили стремительный спад украинского автопроизводства. Под ними подразумевается введение спецпошлины на импортные машины и утилизационного сбора, аналогичного российскому, в сентябре этого года.
Потери Украины
Утилизационный сбор был введен в России в сентябре прошлого года. Для легковушек базовая ставка равна 20 тыс. рублей, для грузовых машин – 150 тыс. рублей. Такой сбор сделал невыгодным ввоз украинских машин в РФ. Основное преимущество украинских машин было в цене, а утильсборы подняли их стоимость на 7–15%.
В 2012 году производство легковых автомобилей на Украине упало на 27% до 76,2 тыс. штук, хотя импорт автомобилей увеличился на 8% до почти 205 тыс. легковых машин (данные Укравтопрома).
В этом году ситуация в украинском автопроме еще более ухудшилась. В первом квартале 2013 года внутреннее производство упало на целых 61,2%. Из-за утильсбора украинские производители стали быстро терять свои позиции на авторынке России. За пять месяцев 2013 года продажи автомобилей ZAZ упали в России на 67% до 1641 машины, автомобилей корпорации «Богдан» – на 65% до 1186 штук. В итоге экспорт легковых автомобилей из Украины в Россию в первом квартале этого года упал в 3,6 раза.
Падение уровня экспорта повлекло сокращение доходной части бюджета. В общем объеме выпуска автомобилей на Украине доля экспорта в Россию составляет почти 39%. Информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting оценивает потери Украины из-за российского утилизационного сбора в 268 млн долларов.
- Россия пригрозила Украине судом в связи с пошлинами на авто
- Госдума приняла закон об утилизационном сборе
- Китайская Geely хочет въехать в Россию через Белоруссию
- Киев: Украина и Россия заключат «автомобильное перемирие» в ближайшие дни
- Дефицит иномарок возник на Украине
Впрочем, по мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, системные проблемы украинских автопроизводителей связаны не только с введением утилизационного сбора в России, но и со спадом потребительского интереса. Экономика Украины переживает не лучшие времена.
За девять месяцев 2013 года автопредприятия Украины произвели 32,8 тыс. автомобилей, продемонстрировав падение на 54,8%, из них легковых авто было произведено 30 тыс. (снижение на 54,6%), грузовых – 1,3 тыс. (снижение на 52,3%). Для сравнения: в России производство легковых автомобилей за девять месяцев, согласно данным Росстата, составило 1,4 млн автомобилей, показав снижение на 2,5%, грузовых автомобилей – 145 тыс. штук (снижение на 5,5%).
«Симметричные меры»
Между Россией и Украиной началась настоящая «автомобильная война». Как бы в ответ на утильсборы РФ в апреле Украина ввела спецпошлины на импорт автомобилей для защиты собственных автозаводов.
За ввоз машины с двигателем объемом 1–1,5 л стали взимать пошлину в 6,4% от таможенной стоимости автомобиля, с двигателем 1,5–2,2 л – 12,95%. Эта спецпошлина добавилась к 10-процентной пошлине на автомобили (для стран, входящих в зону свободной торговли СНГ, она нулевая). Пошлины введены на три года для всех производителей. В результате импорт легковых автомобилей на Украину резко упал.
И сильнее всего пострадал АвтоВАЗ, так как под эти пошлины попали все автомобили Lada. Впрочем, АвтоВАЗ пытается обойти пошлины за счет сборки машин на мощностях украинской корпорации «Богдан» в Черкассах. В 2013 году туда может быть поставлено около 10 тыс. сборочных комплектов, которые пошлинами не облагаются.
В ответ Россия вместе с партнерами по Таможенному союзу пригрозила до конца 2013 года обжаловать защитные пошлины на автомобили, введенные Украиной, в арбитражном органе СНГ по решению торговых споров. В ЕЭК уверены, что эти пошлины введены с серьезными нарушениями правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговли СНГ.#{ussr}
Эти меры еще весной вызвали негативную реакцию не только в СНГ, но также в ЕС и Японии.
Тем временем с сентября 2013 года Украина сделала следующий шаг для защиты своих автомобильных производств и ввела утилизационный сбор наподобие российского. Живыми деньгами его платят только импортеры, а местные компании могут предоставить гарантию утилизации машины в будущем. Для легковых автомобилей сбор составил от 600 до 3700 долларов в зависимости от объема двигателя, для коммерческих автомобилей и автобусов – от 1100 долларов и выше.
В ожидании введения этого сбора продажи машин на Украине даже оживились в июле и августе. А в сентябре продажи автомобилей в стране упали лишь на 8,5%, в октябре предварительно не зафиксировано резкого падения.
Следующий шаг
Впрочем, автомобильная война России и Украины закончится, как только Киев подпишет соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Украинские власти сами пообещали отменить спецпошлины на импорт легковых автомобилей в этом случае. А утилизационный сбор надо будет либо отменить, либо как минимум уравнять условия его применения, как это сделала Россия, подписав недавно специальные поправки в закон. С 1 января 2014 года все автопроизводители будут платить утильсбор в РФ живыми деньгами.
Москва пошла на это для того, чтобы у ЕС не было повода придраться к дискриминации европейских производителей. ЕС к этому времени уже запустил формальную процедуру разрешения спора с Россией в рамках ВТО. Украина, став ассоциированным членом ЕС и будучи членом ВТО, вряд ли сможет избежать таких же действий.
«На мой взгляд, по причине ассоциации с ЕС Украине целесообразно будет отменить и спецпошлины, и утилизационный сбор, заменив их другими налогами или сборами, к примеру, увеличив транспортный сбор, включенный в стоимость бензина. Такой сценарий может уменьшить стоимость автомобилей на 8–10% и, таким образом, поддержать рост авторынка», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт банка «БКС Премьер» Антон Шабанов.
«По уровню автомобилизации Украина примерно в четыре раза слабее России, а это значит, что потенциал у этого рынка значительный. И весь вопрос сейчас в том, кто этот потенциал в среднесрочной и долгосрочной перспективе реализует», – добавляет эксперт.
При этом местные СМИ прогнозируют, что уже в 2014 году каждый третий автомобиль, сошедший с конвейеров украинских автозаводов, будет китайским. «Китайские марки, действительно, могут заметно нарастить долю рынка в 2014 году, поскольку, помимо смелых производственных планов внутри Украины, импортеры – официальные дистрибуторы китайских BYD и Chery – тоже планируют нарастить поставки этих машин в общей сложности на 4,5 тыс. единиц», – соглашается Антон Шабанов.
«Примечательно, что параллельно с ростом доли на рынке дешевых китайских автомобилей примерно с такой же динамикой сокращается доля российского АвтоВАЗа», – указывает эксперт.
В основном Украина производит легковые автомобили самого низкого ценового сегмента. Поэтому китайские модели автомобилей украинской сборки конкурируют на внутреннем рынке Украины с российскими Lada производства АвтоВАЗа. Украинские автопроизводители собирают методом контрактной сборки ряд моделей иностранных концернов, таких как Skoda, Kia, китайские Tata и Jac.