Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариевСлесарь против ВТО
Утилизационный сбор введут еще и для сельхозтехники
Слесарь комбайнового завода «Ростсельмаш» попросил Владимира Путина ввести утилизационные сборы для сельхозтранспорта. Это должно спасти страну от наплыва подержанных машин и нового кризиса на заводе, крупнейшем в России. Президент удивился, почему до введения таких мер не додумались раньше. Сейчас Ростсельмаш забит непроданными комбайнами.
В пятницу президент России встречался с губернатором Ростовской области Василием Голубевым и представителями региона. В ходе встречи слесарь механосборочных работ ОАО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Валерий Мусиенко высказал предложение ввести утилизационный сбор на иностранную сельхозтехнику, который был введен в России в сентябре только для легковых и грузовых автомобилей. По его словам, в данный момент завод находится на грани нового кризиса, вызывает опасение вступление России в ВТО.
Невведение утилизационных сборов грозит тем, что уже в следующем году импорт такой б/у техники увеличится в 15–20 раз
«Нужно определить статус, что такое российское производство, то есть должно не менее 50% (продукции) собираться на территории того или иного предприятия, и оказывать поддержку этим производствам», – сказал слесарь механосборочных работ.
Владимир Путин идею поддержал. «Думаю, это целесообразно и возможно, и главное, что не противоречит правилам ВТО», – заявил Владимир Путин (цитаты по «Интерфаксу»). «Мы давно говорим о том, что нам нужно было готовиться к полноформатному присоединению к ВТО, и Министерство экономики этим занималось, и отраслевые министерства, но, видимо, так до конца и не доработали», – отметил Путин.
Он уверил, что Минэкономразвития и Минпромторг поработают над этой проблемой и представят предложения в течение двух недель. «Странно то, что до этого не дошло», – заметил президент.
Кроме того, завтра Путин встречается с белорусским коллегой Александром Лукашенко и пообещал также и с ним обсудить тему утилизационных сборов на иностранную сельхозтехнику. «Я думаю, что, скажем, и Белоруссия заинтересована в том, чтобы такие же меры поддержки были реализованы, и они нас поддержат в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза», – сказал Путин.
Иностранная угроза
После вступления России в ВТО пошлина на импорт сельскохозяйственной техники снижается с 15% до 5%, что наносит удар по отечественным производителям продукции. Сейчас доля рынка сельскохозяйственных производителей в странах СНГ занимает порядка 65%, однако в связи со снижением пошлин и наплывом иностранной сельхозтехники на рынок в скором времени может снизиться до 40%.
- Медведев продлил льготы на топливо для сельхозпроизводителей
- Лукашенко заявил о намерении приобрести Ростсельмаш
- Россия поставит комбайны в США
- Правительство одобрило госпрограмму развития АПК
- Путин поддержал идею введения утилизационного сбора на сельхозтехнику
Аналогичная ситуация нависла вообще над всем отечественным автопромом. Однако для легковой, грузовой и автобусной техники с этого месяца были введены защитные меры, не противоречащие правилам ВТО: утилизационные сборы. По сути, эти сборы замещают собой снижающиеся пошлины на импортные машины. Для сельхозтранспорта такие сборы предусмотрены не были.
«Пошлины на бывшую в употреблении сельскохозяйственную технику снижаются в четыре–пять раз в зависимости от возраста в связи с вступлением России в ВТО. Невведение утилизационных сборов грозит тем, что уже в следующем году импорт такой б/у техники увеличится в 15–20 раз», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники Евгений Корчевой.
Сейчас в общем объеме импорта сельхозтехники подержанные машины не превышают 10%, однако с отменой пошлин в течение года их доля может вырасти до 50%, добавляет он.
В связи с отменой пошлины на отечественный рынок хлынул поток подержанных комбайнов, которые продаются «за копейки», говорит Корчевой. «Новый комбайн отечественного или импортного производства в среднем стоит 200 тыс. долларов. Десятилетний импортный комбайн той же марки и в такой же комплектации из-за отсутствия пошлин стоит порядка 15% от этих 200 тыс. долларов. Они продаются за копейки», – говорит Евгений Корчевой.
«Конкретные ставки для иностранной сельхозтехники называть еще рано. Но, по нашим расчетам, они должны быть близкими к утилизационным ставкам для грузовой техники», – говорит Корчевой.
Напомним, что для импортной грузовой техники утилизационный сбор составит от 150 тыс. до 400 тыс. рублей в зависимости от категории машины.
«Но сами по себе одни только пошлины или утилизационные сборы без комплекса мер ничего не значат. Если говорить о выравнивании конкуренции с импортом, то нужно говорить только о комплексе мер.
«Необходимо создавать стимулы для создания производства сельскохозяйственной техники на территории России. Надо снижать стоимость энергоресурсов, цены на которые зашкаливают и уже выше, чем в США и Канаде. Надо снижать налоги на инвестиции, решать проблемы с банковскими кредитами для модернизации производства, которая при существующих процентных ставках практически невозможна. Необходимо вводить либо субсидирование процентных ставок, либо вообще беспроцентные кредиты», – резюмирует эксперт.
Беды Ростсельмаша
Проблемы у Ростсельмаша появились еще до окончательного вступления России в ВТО. В середине июня сборочный конвейер ростовского завода остановился на две недели. Причиной стало затоваривание: на площадках завода скопилось 1,8 тыс. непроданных комбайнов, а это около 40% годового объема производства. Ростсельмаш должен был до октября этого года сократить коллектив на 25%, то есть уволить около 2 тыс. сотрудников.
Президент холдинга «Новое содружество», в который входит завод, Константин Бабкин объяснял тогда, что сельхозпроизводители прекратили покупать комбайны российского производства в ожидании более дешевой иностранной техники, которая должна появиться после окончательного присоединения России к ВТО.
#{smallinfographicleft=595311}Официально об увольнении в Ростсельмаше так и не заявили, но с 1 июля перевели более 4 тыс. сотрудников на неполный шестичасовой рабочий день.
22 августа завод во второй раз за лето остановил конвейер на комбайновом заводе. Сотрудников отправили в оплачиваемый ежегодный отпуск, причем до 1 октября этого года, говорили в Ростсельмаше. Официально было заявлено, что конвейер остановили для проведения ремонтных и сервисных работ. Для ухода на каникулы Ростсельмаш выбрал символичный день: с 23 августа стали действовать новые пошлины на импорт сельскохозяйственной техники вследствие вступления России в ВТО.
Сейчас комбайновый завод работает и даже объявил о приеме на работу 480 новых сотрудников, сказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Ростсельмаша. Однако более подробной информации предоставить сегодня не смогли.
«Этим летом завод стоял два раза по несколько недель, что было впервые за последние 10–15 лет. В 2009 году завод стоял зимой, когда спрос на комбайнеры снижается по понятным причинам. Но чтобы завод стоял летом, в пиковый сезон, такого давно не было. Это явный показатель того, что спрос на рынке резко упал», – говорит Корчевой.
«Только в первом полугодии по многим моделям мы видели двукратное увеличение импорта и на этом фоне сокращение объемов продаж продукции Ростсельмаша. При этом мы еще не вступили в ВТО. Это произошло неожиданно, все думали, что только после вступления начнутся проблемы», – добавляет Корчевой.
«Одна из причин происходящего в том, что в США большая засуха, спрос на сельхозтехнику резко снизился. Но так как глобальным производителям надо куда-то девать свою продукцию, они массированно повезли ее в Россию, где потери урожая менее значительные. Даже пошлины не помогли, но с пошлинами отдельный разговор. До сих пор было много способов обходить высокие пошлины», – говорит Корчевой.
Четверка крупнейших производителей сельхозтехники, которые теснят отечественных производителей с российского рынка: американская John Deere, немецкая CLAAS, европейская Case New Holland и американская AGCO Corporation, отмечает эксперт.
Импорт ни при чем
Однако эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что не стоит ожидать, что утилизационные сборы сильно помогут отечественным компаниям. «Во-первых, потому что они вводятся на ввоз импортной сельхозтехники, а очень многие мировые производители уже присутствуют в России, производимая ими продукция уже считается российской», – указывает Баранов.
«Во-вторых, даже у тех иностранных компаний, кто в России пока не представлен, есть отличные финансовые возможности для того, чтобы уплатить пошлину, но при этом все равно предложить весьма привлекательную цену на свою продукцию, – продолжает эксперт. – И в-третьих, никакие сборы не заставят потребителей покупать отечественную продукцию, если она их не устраивает по цене или по качеству. Они будут брать кредиты, туже затягивать пояса, но продолжат покупать иностранную сельхозтехнику».
Если говорить о комбайнах, то в России уже имеют свои производства и компания CLAAS, и Case New Holland, и John Deere, и AGCO, и еще Sampo Rosenlew. В других сегментах сельскохозяйственной техники в России также имеются заводы иностранных производителей. Например, свеклоуборочные комбайны в России собирают компании Agrifac на заводе в Башкирии и Franz Kleine на заводе в Мордовии.
«Поэтому нашим предприятиям не стоит ждать, что власти в нарушение всех договоренностей и подписанных соглашений будут поддерживать только их. Скорее всего, Ростсельмашу необходимо самостоятельно решать большинство своих проблем и выяснить причины того, почему спрос на их продукцию снижается. И уже затем принимать необходимые меры по исправлению ситуации. Только обвинять конкурентов в своих неудачах вряд ли конструктивно», – считает Баранов.