Дмитрий Грунюшкин Дмитрий Грунюшкин Время эпатажных фриков уходит

Мир неизбежно будет двигаться к системе рационального потребления. Это мир, в котором есть, конечно, место и фрикам, потому что они занимают свою нишу потребления. Но их удел – вовсе не трон властителей дум, не главные сцены и не всенародное обсуждение, а шоу уродов типа «Евровидения».

13 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Русское кино набрало высоту

2024 год в кино рискует остаться последним годом яркого возрождения русской киноиндустрии. Распустив в этом году свой невообразимо красивый хвост, этот павлин завтра рискует оказаться тем, кто он есть – крупной общипанной птицей, похожей на курицу обыкновенную, домашнюю.

23 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Как войти в новый год без тревоги

Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.

3 комментария
20 августа 2012, 20:05 • Экономика

На Луну по конкурсу

За "лунный" тендер Роскосмоса намечается битва

На Луну по конкурсу
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Появился первый желающий разработать эскиз новой тяжелой ракеты-носителя для полетов на Луну. На победу в конкурсе Роскосмоса рассчитывает корпорация «Энергия», уповая на свой опыт 80-х годов (именно ее носитель выводил в космос «Буран»). Однако у Космического центра имени Хруничева больше шансов на победу, указывают эксперты и объясняют, почему именно.

Корпорация «Энергия» из Королева заявила, что примет участие в тендере на разработку эскизного проекта новой тяжелой ракеты-носителя для запуска пилотируемых кораблей на Луну. Конкурс был объявлен Роскосмосом в начале августа. Комплекс тяжелого класса будет использоваться на космодроме Восточный.

У Центра имени Хруничева больше современного опыта, чем у «Энергии», для участия в тендере Роскосмоса по созданию тяжелой ракеты-носителя

Согласно документации на сайте госзакупок, работы должны быть проведены с сентября 2012 года по 31 мая 2013 года. Эскизное проектирование подразумевает разработку основных технических характеристик ракеты-носителя и стартового комплекса для нее, сроки их создания. В состав космического ракетного комплекса должны входить двухступенчатая и трехступенчатая ракеты, стартовый комплекс, комплекс средств измерения информации, система транспортировки ракеты, учебно-тренировочные средства и др., говорится в конкурсной документации.

Новая тяжелая ракета-носитель будет предназначена, в частности, для выведения пилотируемых транспортных кораблей на траектории полетов к Луне и к околоземным орбитальным станциям, запуска спутников различного назначения, в том числе на межпланетные траектории.

При создании космического ракетного комплекса тяжелого класса должны максимально использоваться результаты инженерных изысканий, полученных в рамках разработки ракеты «Русь-М», отмечается в документации.

РКК «Энергия» – пока единственная компания, заявившая об участии в этом тендере. Однако реальным претендентом на участие в тендере кроме «Энергии» является также Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева, указывают эксперты.

«Теоретически ЦСКБ «Прогресс» само могло бы предложить тяжелый носитель и принять участие в тендере. Но оно всегда выступает в тандеме с «Энергией», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт отраслевого журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.

В Центре им. Хруничева не смогли оперативно ответить, будет ли он участвовать в тендере Роскосмоса. В самом ведомстве отказались говорить об участниках тендера до 28 августа, когда состоится заседание конкурсной комиссии.

Максимальная стоимость конкурса, согласно документации, оценивается в 10 млн рублей. В целом же на создание ракеты-носителя для полетов на Луну могут потребоваться миллиарды долларов, но не десятки миллиардов, указывает независимый отраслевой эксперт Андрей Ионин.

Амбиции «Энергии»

Тем временем генеральный конструктор корпорации «Энергия» Виталий Лопота заявил в понедельник, что корпорация рассчитывает на победу в объявленном тендере. «Именно РКК имеет больше всего наработок – идеологических, технических, конструкторских, то есть готовых технических решений и конструкторских разработок, чтобы осуществить этот проект», – объясняет Лопота (цитаты по «Интерфаксу»).

«Напомню, что самый лучший в мире носитель сверхтяжелого класса «Энергия» был сделан при головной роли нашей корпорации еще в 80-е годы. Два пуска этого носителя были успешными», – заявил Лопота.

После двух запусков с Байконура ракеты-носителя «Энергия» в 1987 и в 1988 годах в начале 1990-х годов работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. К 2000-м годам ракеты были уничтожены. Разработанный для проекта «Энергия» ракетный двигатель РД-170 в модернизированном виде используется на российско-украинских ракетах-носителях «Зенит» (РД-171) и американских «Атлас-5» (РД-180).

По словам Лопоты, РКК «Энергия» сегодня имеет «самые современные технологии по управлению, по точности выведения». «Я бы сказал, технологии по управлению качеством нашей продукции. Выполненный накануне пуск (ракеты-носителя «Зенит-3SL» со спутником связи «Интелсат-21») это ярко продемонстрировал», – сказал Лопота.

«На «Морском старте» мы имеем в качестве первой ступени блок «А» – боковой ускоритель ракеты «Энергия», алгоритмы управления которым отрабатывались в рамках этого проекта», – напомнил он.

Однако эксперт отраслевого издания «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев указывает, что фактически у Центра Хруничева больше современного опыта, чем у «Энергии», для участия в тендере Роскосмоса по созданию тяжелой ракеты-носителя.

«К сожалению, с 80-х годов «Энергия» не делала никаких ракет-носителей, поэтому опыт остался в 80-х годах. Они могут говорить все что угодно, но тендер только объявлен, и пока рано говорить, кто победит», – говорит газете ВЗГЛЯД Афанасьев. «Энергия» только возглавляла программу «Энергия-Буран», а основные блоки ракеты делали украинское КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод, а также ЦСКБ «Прогресс» в Самаре», – добавляет эксперт.

В отличие от «Энергии», Центр имени Хруничева сейчас занимается разработкой тяжелых ракет-носителей, в планах стоит разработка сверхтяжелых носителей. «При поставленных задачах они могут разработать тяжелый носитель на базе технологий, которые разрабатываются в рамках программы по тяжелой ракете-носителю «Ангара», – добавляет эксперт. Поэтому шансов победить в конкурсе у ГКНПЦ имени Хруничева больше, чем у РКК «Энергия».

Международная кооперация

Для выполнения перспективных космических миссий корпорация «Энергия» предлагает создать сверхтяжелую ракету-носитель «Содружество» с участием Украины и Казахстана и использовать технологии программы «Энергия-Буран».

#{image=619927}«Это стартовый комплекс, который сегодня еще живой, по крайней мере его можно привести в порядок. Это ракетные блоки «А», которые используются в ракете-носителе «Зенит». Это двигатели, производимые сегодня. Правда, вместо водородной центральной части мы предлагаем использовать кислородно-керосинные двигатели и компоновать первую и вторую ступени из пяти блоков», – уточнил Лопота. «Про грузоподъемность пока трудно говорить, но она будет до 70 тонн. Этого вполне достаточно для реализации планов облета Луны», – считает глава РКК.

«При наличии амбиций и политической воли это можно сделать за несколько лет и при этом не уступать нашим американским коллегам», – уверен Лопота.

Напомним, что ракета-носитель «Зенит» серийно производится на украинском заводе «Южмаш» в Днепропетровске. Она оснащается ракетными двигателями РД-171 разработки и производства НПО «Энергомаш» в Химках. «Энергия» без этого (без привлечения партнеров из Украины и Казахстана) не сможет сделать носитель», – указывает Афанасьев.

Между тем, по мнению независимого отраслевого эксперта Андрея Ионина, проект создания такой ракеты с учетом сложности и неоднозначности проекта должен быть международным в широком смысле. «Только тогда проект получит перспективы и может быть реализован. Если такая ракета и будет создана, то только в рамках международной кооперации и как часть не российского, а международного проекта освоения Луны»,  – говорит он. Партнерами России, по его мнению, могут стать любые страны, у которых есть планы совершить полет на Луну, к примеру Индия и Китай.

США и Россия: кто первый

«Для того чтобы Россия была конкурентоспособной, мы должны понимать, что американцы собираются решить такую задачу в 2018–2020 годах (речь о полете на Луну – прим. ВЗГЛЯД)», – напомнил Лопота из «Энергии».

#{intervieweco}Однако Афанасьев сильно сомневается, что Россия сделает тяжелые ракеты-носители для полетов на Луну раньше, чем США. «Но теоретически России вполне по силам реализовать задачу, поставленную Роскосмосом по созданию носителя, тем более что в 80-е годы мы все-таки сделали два запуска тяжелых ракет-носителей. Но в нынешних условиях надо будет приложить серьезные усилия для этого, потому что для промышленности это будет не так просто. В первую очередь из-за потери кадров и технологий»,  – говорит Игорь Афанасьев.

«Кроме того, разработка тяжелой и сверхтяжелой ракеты-носителя оправданна только при наличии конкретной программы. А у Роскосмоса сейчас есть только некие планы и наметки по поводу того, куда надо лететь: по факту на Луну и на окололунную орбиту. Только когда эти задачи конкретизируются, можно говорить о носителях, потому что характеристики ракеты будут определяться характеристиками корабля. Здесь все взаимоувязано», – отмечает Афанасьев.

В проекте стратегии развития космической деятельности до 2030 года, пока не утвержденной, отмечены лишь общие задачи отрасли. Что касается полетов на Луну, то до 2015 года должен быть создан научно-технический задел в интересах реализации в последующие годы масштабных проектов для исследования и освоения дальнего космоса.

К 2020 году Россия должна стать ведущей державой в области проведения ряда миссий по углубленному исследованию Луны с луноходами, а также должна доставить на Землю образцы грунта.

В период до 2030 года Россия должна осуществить демонстрационный пилотируемый облет Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю, говорится в стратегии.

Пилотируемый корабль для полета на Луну

Генеральный конструктор «Энергии» рассказал также о том, каким, по мнению корпорации, должен быть пилотируемый корабль для облета Луны.

Корпорация ранее выиграла конкурс на разработку перспективной пилотируемой транспортной системы, которая в том числе могла обеспечить облет Луны и полеты в дальний космос. По словам Лопоты, по этой программе «идет стадия технического проектирования». «Приняты окончательные решения по облику космического аппарата. Он должен быть таким, чтобы летать к Луне в составе соответствующего комплекса, включая разгонный блок, который будет обеспечивать обратное возвращение, и разгонный блок, который будет формировать траекторию полета к Луне», – сказал Лопота.

По его словам, пилотируемый корабль для облета Луны «должен быть способен входить в атмосферу Земли со второй космической скоростью, при этом температура разогрева поверхности аппарата будет значительно превышать 3 тыс. градусов по Цельсию». «Но чтобы выводить такой космический аппарат, например, для полета к Луне, нам необходимо, чтобы его масса была около 20 тонн, а требуемая грузоподъемность ракеты-носителя составляла 120–130 тонн (для низких орбит)», – считает он.

«Но Россия с существующими технологиями может обеспечить только выведение 60–70 тонн полезных грузов. Поэтому такую миссию мы могли бы осуществить по двухпусковой схеме. То есть первый пуск – это космический аппарат плюс разгонный блок, который будет обеспечивать возвращение с орбиты Луны. А вторым пуском выводится разгонный блок, который будет обеспечивать формирование траектории полета к Луне. Они будут стыковаться на низкой околоземной орбите», – предложил Лопота.

..............