Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

5 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
18 июля 2012, 22:10 • Экономика

Есть контракт

Подписан главный контракт на строительство Белорусской АЭС

Есть контракт
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

России и Белоруссии удалось снять все разногласия по поводу строительства в Белоруссии АЭС и подписать генеральный контракт. Теперь никто не сможет помешать первому энергоблоку заработать в 2017 году. Это не очень приятная новость для Литвы, делающая ее проект строительства собственной АЭС еще более рискованным.

Представители России и Белоруссии в среду в ходе встречи в Минске подписали генеральный контракт на строительство Белорусской АЭС, которое планируют начать летом текущего года в Островецком районе Гродненской области.

Генконтракт является квинтэссенцией ранее заключенных контрактов

Подписание генконтракта неоднократно откладывалось из-за разногласий по некоторым статьям. Однако в начале июля все вопросы были сняты, заявляла белорусская сторона. «Генконтракт является квинтэссенцией ранее заключенных контрактов», – заявил накануне первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. В августе, по его словам, состоится закладка капсулы под строительство первого энергоблока. Сделает это сам президент Лукашенко.

На сооружение двухблочной атомной станции по российскому проекту мощностью до 2 тыс. 400 МВт Россия выделяет кредит в размере 10 млрд долларов. Строительно-монтажные работы по первому блоку предусматривается завершить в 2017 году, ввод в эксплуатацию планируется также в 2017 году. По второму блоку сроки – 2019 и 2020 годы соответственно, передает «Интерфакс».

Напомним, Россия и Белоруссия подписали соглашение о сотрудничестве при строительстве АЭС еще в марте 2011 года. Строительство будет осуществляться «под ключ» российской стороной по проекту, по которому были возведены Ленинградская АЭС в России и Тяньваньская атомная станция в Китае. Последняя была признана МАГАТЭ самой безопасной в мире. Белорусские энергетики рассчитывают, что ввод станции в строй позволит на 20–30% сократить энергодефицит страны. Также энергия со станции может пойти и на экспорт в Европу, в том числе в Польшу и Литву, передает ИТАР-ТАСС.

Таким образом, строительство АЭС в Белоруссии будет выполнено в установленные сроки. Это печальная новость для Литвы, которая делает литовский проект по строительству Висагинской АЭС еще более рискованным.

Литва хочет решить проблему дефицита электроэнергии и снять зависимость от российского импорта, построив Висагинскую АЭС на месте закрытой по настоянию Евросоюза в 2009 году Игналинской АЭС. Однако проблема в том, что у литовской атомной станции слишком много конкурентов, и главные – это АЭС в Белоруссии, которая строится при поддержке России, а также строящаяся Балтийская АЭС в Калининграде и польский проект, предполагающий строительство двух новых энергоблоков. У этих станций будет один рынок сбыта, поэтому выиграют те, кто построит их быстрее и сможет предложить интересную цену на энергию.

Под проекты Белорусской АЭС и Балтийской АЭС уже есть и финансирование, и законтрактованное оборудование.

У литовского проекта с финансированием АЭС пока не все гладко. Стоимость строительства Висагинской АЭС оценивается в 5 млрд евро, из которых Литва должна дать больше трети. Остальную часть должны были профинансировать партнеры по концессионному договору: Латвия, Эстония, была надежда на Польшу. Однако министр экономики Латвии Даниэль Павлютс недвусмысленно дал понять, что его страна не собирается подписывать никаких обязывающих договоров по АЭС, не убедившись в ее экономической целесообразности. По его словам, пока неизвестна ни точная цена строительства АЭС, ни стоимость производства электроэнергии на ней.

#{ussr}Энтузиазма не наблюдается и в Эстонии, где также хотят для начала выяснить размер выгоды. Польша также пока не решилась на вкладывание средства в литовский проект. Что касается сроков строительства атомных электростанций, то Белорусская АЭС и Балтийская АЭС будут построены на два–четыре года раньше литовского проекта, что ухудшит параметры окупаемости Висагинской АЭС. Литовская АЭС может заработать в лучшем случае в 2020 году.

«Строительство Висагинской АЭС является не экономическим, а чисто политическим проектом. Основная идея – уменьшить зависимость Литвы от поставок электроэнергии из России. Но стоимость электроэнергии составит минимум 10 евроцентов за кВт/ч и будет абсолютно неконкурентоспособной на рынке», – говорил газете ВЗГЛЯД первый заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматуллин.

Вообще для Литвы наибольшую опасность несет Балтийская АЭС, а не Белорусская, потому что белорусам атомная энергия нужна самим, на экспорт им просто будет не хватать. Однако Литва начала войну и с Белоруссией, после того как та отклонила предложение Литвы построить общую АЭС на двоих на базе бывшей Игналинской атомной станции. Это бы стало самым экономичным вариантом, уверяли в Литве. Однако, кроме обещаний, Литва ничего не могла предложить – денег на строительство нет, с поиском инвесторов – проблемы.

Литовские власти развернули информационную войну в конечном счете против строительства обеих АЭС: Белорусской и Балтийской. Главный аргумент Литвы был в том, что эти станции небезопасны и находятся в территориальной близости к стране. Причем Литва пыталась втянуть в эту борьбу международные организации мирного атома. Но ничего в итоге не получилось. Между тем Висагинскую АЭС на территории самой Литвы должны возводить Hitachi и General Electric. Это компании, которые возводили АЭС «Фукусима-1».

Подписание генконтракта России и Белоруссии по АЭС говорит о смягчении разногласий между руководствами двух стран, а также дало надежду на более тесное сотрудничество в других сферах. После подписания контракта по АЭС глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что российская сторона также рассчитывает на реализацию совместных с Белоруссией проектов в сфере автомобиле- и машиностроения в ближайшее время. Скорее всего, он намекает на создание совместного предприятия «КамАЗа» с Минским автомобильным заводом, которое затягивается не первый год белорусской стороной.

«Это (подписание контракта по строительству Белорусской АЭС) этапное событие, но не единственное: я надеюсь, что в ближайшее время будут реализованы и другие проекты в области совместных предприятий по машиностроению, автомобилестроению, по некоторым другим направлениям сотрудничества. Если мы сможем продвинуться в этом направлении, это будет означать, что степень интегрированности наших экономик качественно возросла», – сказал Медведев, передает РИА «Новости».

..............